Верховный Суд РФ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ИЛИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СК ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
от 18 января 2006 ã.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
Председательствующего
В.Н. Пирожкова
Судей Т.И. Еременко и Г.В. Макарова
рассмотрела
в открытом судебном
заседании дело по заявлению
Шарафиева Агзама Мавлявовича
о признании недействующим
Закона Свердловской
области от 12 октября 2004 ã.
¹93-ОЗ «Об установлении границ
муниципального образования
Артемовский район и наделении
его статусом городского округа»
по кассационной жалобе Шарафиева
А.M. на решение Свердловского
областного суда от 12
октября 2005 ã.
Заслушав доклад судьи Верховного
Суда Российской Федерации
Т.И. Еременко, объяснения
А.M. Шарафиева, поддержавшего
доводы кассационной жалобы,
представителей
Губернатора
Свердловской области по доверенности
М.Н. Обрубовой и законодательного
собрания Свердловской
области по доверенности
А.Ф. Суслова, возражавших
против удовлетворения кассационной
жалобы, заключение помощника
Генерального прокурора
Í.Þ.
Гончаровой,
Российской Федерации
полагавшей
решение оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
Областной думой законодательного
собрания Свердловской
области 21 сентября 2004 ã. принят
Закон Свердловской области
¹93-ОЗ «Об установлении границ
муниципального образования
Артемовский район и наделении
его статусом городского округа»,
который 7 октября 2004 ã. одобрен
палатой представителей законодательного
собрания Свердловской
области и 12 октября
2004 г. подписан губернатором
Свердловской области.
Шарафиев А.M., проживающий
в г. Артемовский, который входит
в границу муниципального образования
Артемовский район, обратился
в Свердловский областной
суд с заявлением о признании
названного Закона противоречащим
федеральному законодательству
и недействующим со
дня его принятия.
В обоснование своих требований
заявитель указал, что положения
данного Закона противоречат
номам Закона РФ от
06.10.03 ã. ¹131-Ô3 «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации», в частности п.1
ст.11 названного Федерального
Закона, в соответствии с которым
территория субъекта Российской
Федерации, за исключением
территорий с низкой плотностью
населения, разграничивается
между поселениями.
Также, заявитель указывает на
то, что г. Артемовский должен
был быть наделен областным
Законом статусом городского
поселения, а другим 8 наиболее
крупным населенным пунктам
должны были присвоить статус
сельских поселений. При этом
остальные населенные пункты
должны были войти в состав муниципального
района, что позволило
бы на территории Артемовского
района организовать двухуровневую
систему организации
местного самоуправления, которая
являлась бы наиболее приемлемой.
Наделение
статусом городского
поселения г. Артемовский позволило
бы иметь городу самостоятельный
бюджет, который
независимо от нужд района использовался
бы только на нужды
города, а также имелась бы возможность
самостоятельного решения
вопросов организации в
границах поселения электро-,
¹45-Ã05-34
тепло-, газо-, и водоснабжения
населения.
Кроме этого, принятый областной
Закон ограничил право
заявителя избирать и быть избранным
на выборные должности
органов местного самоуправления
данного населенного пункта.
Решением Свердловского областного
суда от 12 октября
2005 г. в удовлетворении заявленных
требований Шарафиеву
À.M. îòêàçàíî.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда
Российской Федерации не
находит оснований к отмене обжалуемого
решения суда.
В силу ï.«í» ÷.1 ñò.72 и ñò.76
Конституции РФ установление
общих принципов организации
местного самоуправления находится
в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов
РФ. При этом законы и иные
нормативные правовые акты
субъектов РФ, принимаемые по
предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
РФ, не могут противоречить
федеральным законам, принятым
по предметам совместного ведения
Российской Федерации и
субъекта РФ. В случае противоречия
между федеральным законом
и иным актом, изданным в РФ,
действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1
части 1 ст.85 Федерального закона
от 6 октября 2003 года «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» в целях организации
местного самоуправления
в Российской Федерации в
соответствии с требованиями
этого Федерального закона, органы
государственной власти
субъектов Российской Федерации
устанавливают в соответствии
с требованиями Федерального
закона границы мунициВерховный
Суд РФ. Муниципальный район или городской округ
83
Стр.1