С. Овсянников1
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НЕОБХОДИМОСТЬ МОТИВАЦИИ2 УЧАСТИЯ В
САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН3
В
настоящей статье проанализированы
некоторые проблемы,
связанные с необходимостью
мотивации участия в
самоуправленческой деятельности
граждан поселений и практический
опыт их решения на начальном
этапе реформы местного
самоуправления в Саратовской
области. Особое внимание
уделено путям и способам повышения
эффективности управленческих
функций кадрами муниципальных
образований в условиях
административной реформы
в Российской Федерации.
C
1 января 2006 года Закон
РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»
применяется
на
территории
страны.1
Жизнь и практика доказывают,
что мы встали на правильный путь
решения стратегических задач.
Федеральный закон ¹131-ФЗ
перспективен и является, по сути
дела, фундаментом всех политических
и социальных преобразований
в Российской Федерации.
Мы за короткий срок должны перейти
на новые правила, сформировать
Российскую систему
местного самоуправления.
Отечественные традиции местного
самоуправления на всех
этапах истории развивались по
инициативе и под контролем государства.
До
недавнего времени его
структуры выстраивались в строгую
вертикаль. Поэтому основным
фактором, препятствующим
(трудности) формированию эффективной
системы местного
самоуправления, является отсутствие
у населения традиций самостоятельного
и под свою ответственность
решения вопросов
местного значения. И до сих пор
стоит эта сложная задача по созданию
условий для построения в
1 С. А. Овсянников – Министр области,
председатель комитета по
работе с органами местного самоуправления
и территориями области.
сжатые сроки эффективной системы
местного самоуправления.
Особенность современного Российского
местного самоуправления
требует проведения специальных
мероприятий по подготовке
населения к эффективному
участию в формировании и функционировании
системы самоуправления
на своей территории
и решению вопросов местного
значения. В массовом сознании
граждан местное самоуправление
представляется институтом, созданным
исключительно органами
государственной власти. И местное
самоуправление неизбежно
воспринимается как часть системы
органов государственной власти,
что ослабляет мотивацию
самоуправленческой деятельности
граждан и обуславливает тем
самым ее низкую эффективность.2
В
вопросе эффективности местного
самоуправления важную
роль играет уровень психологической
готовности самого населения
к этапам и шагам реформы.
Данному аспекту в районах
области, к сожалению, уделяют
пока недостаточное внимание.
Образовались «ножницы» между
позитивным настроем (заинтересованностью)
населения к реформе
и малой информированностью
граждан о предстоящих
шагах реформы. Потенциал реформирования
существенно не
используется. Работа, как правило,
ведется в кругу руководителей
и муниципальных служащих.
Основные мероприятия реализации
реформы рискуют оказаться
заорганизованными и лишенны2
Мотивация участия в самоуправленческой
деятельности граждан
предполагает – совокупность
факторов, раскрывающих практическую
цель и задачи Федерального
закона ¹131-ФЗ, его положительную
роль и значимость для
улучшения жизни, жизнедеятельности
населения; формирование
потребностей, интересов и стимулов,
создающих условия поверить
в свои силы и автономно решать
вопросы местного значения.
ми массовой поддержки. Участие
граждан в деятельности органов
местного самоуправления недостаточное
(вялость, безынициативность,
боязнь всего нового, и
новых
людей-руководителей).
Ведь задачей долговременного
значения выступает не только
информирование населения, но
и постепенное формирование
самоуправленческих навыков и
культуры самоуправления граждан.
В сложившейся ситуации
целесообразно обратиться к
опыту прошлого и современному
опыту, имеющему место в нашем
регионе.3
Полезно проявлять творчество
и инициативу при решении ключевых
задач. Так, в ряде районов
области по инициативе советов
глав муниципальных образований
создан институт общественных
помощников Глав муниципальных
образований, которые
помогают решать сложные задачи
информационного обеспечения.
Например, в вопросах необходимости
оформления земельной
собственности помощники
следуют «от дома к дому» и ведут
разъяснительную работу:
почему нужно оформить землю в
собственность, в чем будет выгода
каждого, куда пойдут налоги
и т.д. Индивидуальная работа –
самый эффективный метод –
проверенный временем и практикой.
На
наш взгляд полностью еще
не используется интеллектуальный
потенциал структур администраций
районов, управлений,
отделов информации и общественных
отношений. Это весьма
положительно и похвально, что
они замахнулись на выполнение
функции формирования общественных
отношений в муници3
Из опыта работы комитета по
работе с органами местного самоуправления
и территориями Саратовской
области по реализации
Федерального Закона от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления».
С. Овсянников. Муниципальные образования и необходимость мотивации участия …
41
Стр.1