Шестакова1
МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
результате распада СССР
произошло разрушение сложившихся
хозяйственных
связей
между
республиками,
краями, областями внутри России. <...> 1
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России
продолжает оказывать значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных
преобразований и социальноэкономическую политику. <...> Противоречивость
и
недостаточная
развитость правовой основы местного самоуправления, пробелы
правового регулирования, отсутствие необходимых федеральных
законов и, в то же время, множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают, иногда,
правовую неопределенность и
неразбериху. <...> Процесс становления местного самоуправления в Российской
Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным
состоянием нашего общества,
нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. <...> Началом становления
местного самоуправления в Российской Федерации считается
принятие Конституции РФ 12
декабря 1993 года. <...> В Конституции Российской Федерации пе1 Шестакова Е. В. юрисконсульт Федерального государственного
унитарного
предприятия
«ХРСУ Министерства иностранных
дел России». <...> 38
речислены важнейшие вопросы
местного значения: управление
муниципальной собственностью,
формирование, утверждение и
исполнение местных бюджетов,
установление местных налогов и
сборов, осуществление охраны
общественного порядка. <...> Вопросы местного самоуправления
также регулируются посредством
Европейской Хартии о местном
самоуправлении; Федерального
закона «Об общих принципах
организации
местного
самоуправления в Российской Федерации»; других <...>
Модельное_законодательство_в_области_местного_самоуправления_в_РФ.pdf
Е. Шестакова1
МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
результате распада СССР
произошло разрушение сложившихся
хозяйственных
связей
между республиками,
краями, областями внутри России.1
Исторически
сложившаяся неоднородность
социально-экономического
пространства России
продолжает оказывать значительное
влияние на функционирование
государства, структуру и эффективность
экономики, стратегию
и тактику институциональных
преобразований и социальноэкономическую
политику. Противоречивость
и недостаточная
развитость правовой основы местного
самоуправления, пробелы
правового регулирования, отсутствие
необходимых федеральных
законов и, в то же время, множественность
подзаконных нормативных
правовых актов на федеральном,
региональном и местном
уровнях, их несистематизированность
порождают, иногда,
правовую неопределенность и
неразбериху. В этой связи необходимость
реформы местного
самоуправления не вызывает сомнения,
в первую очередь для
того, чтобы выстроить четкую
систему взаимоотношений между
органами государственной власти
и местного самоуправления.
Процесс становления местного
самоуправления в Российской
Федерации имеет свою специфику,
свои исторические условия,
связанные с переходным
состоянием нашего общества,
нестабильностью экономического
и социального развития, неустойчивостью
политических процессов.
Началом становления
местного самоуправления в Российской
Федерации считается
принятие Конституции РФ 12
декабря 1993 года. В Конституции
Российской Федерации песульт
Федерального государственного
1
Шестакова Е. В. – юрисконунитарного
предприятия
«ХРСУ
Министерства иностранных
дел России».
38
речислены важнейшие вопросы
местного значения: управление
муниципальной собственностью,
формирование, утверждение и
исполнение местных бюджетов,
установление местных налогов и
сборов, осуществление охраны
общественного порядка. Вопросы
местного самоуправления
также регулируются посредством
Европейской Хартии о местном
самоуправлении; Федерального
закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»;
других федеральных законов;
актов Президента и Правительства
Российской Федерации;
Конституции, Уставов, законов
и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской
Федерации; нормативных правовых
актов органов местного самоуправления.
Этот процесс
нельзя считать законченным,
переходное состояние местного
самоуправления закреплено законодательно.
Так, Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»
¹131-ÔÇ от 06.10.2003 устанавливает
переходный период до 1
января 2009 года. В переходный
период законом субъекта Российской
Федерации определяется
порядок решения вопросов
местного значения вновь образованных
в соответствии с настоящим
Федеральным законом
поселений. Закон предусматривает
поэтапное реформирование.
Поэтапное
реформирование
предполагает поиск новых правовых
регуляторов. Одним из
таких регуляторов является модельное
законодательство. На
современном этапе наблюдается
рост числа таких актов и расширение
сфер правового регулирования.
При наличии системообразующих
факторов модельные
законы уже формируют структурированные
системы для решения
различных проблем правового
регулирования в различных
сферах. Модельные акты в той
или иной мере используются во
всех странах. Большое распространение
модельные акты получили
в рамках Содружества независимых
государств в целях
формирования и осуществления
согласованной законодательной
деятельности государств-участников.
Однако в последнее время
практика использования модельных
актов получила развития
и в рамках субъектов Российской
Федерации.
Полномочный представитель
Президента РФ в Конституционном
суде РФ М. А. Митюков
предложил 2 варианта модельного
правотворчества:
1. Модельное законодательство
одобряется Советом Федерации
и рекомендуется субъектам
в качестве образца для работы
над законами в конституционном
и уставных судах.
2. Модельное законодательства
разрабатывается и рекомендуется
региональными ассоциациями
для своих членов – соответствующих
субъектов Федерации».2
Модельные
законы подготавливаются
также по просьбе республик,
краев, областей, иных
субъектов по вопросам, относящимся
к их исключительной компетенции,
федеральными органами
государственной власти.
Например, в Законе Воронежской
области «О правовых нормативных
актах Воронежской
îáëàñòè» от 01.02.1995 ¹11-ç в
ст.18 устанавливается, что органы
государственной власти Воронежской
области могут принимать
к рассмотрению и возможному
использованию в своей
правотворческой деятельности
разработанные федеральными
законодательными и исполнительными
органами государственной
власти, а также иными
2 См.: Митюков М. Конституционные
(уставные) суды: от теории
вопроса к практике решения //
Российская þñòèöèÿ. 2000. ¹4.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2006 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1