Кафедра государственного и муниципального управления
Академии социального управления Московской области
КАК УЧИТЬ БУДУЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
С
пециальность «Государственное
и муниципальное управление»
существует в российских
вузах уже около 15 лет. Вероятно,
можно пытаться подводить
какие-то итоги и обобщать
накопившийся опыт. Но даже без
этой работы очевидно, что много
вопросов, связанных с обучением
студентов по этой специальности,
остаются открытыми.
Кафедра государственного и
муниципального управления Академии
социального управления
Московской области пытается
решать их, ориентируясь на развитие
самостоятельности своих
студентов – побуждая их к формированию
самостоятельного
взгляда и позиции по вопросам
муниципального управления и
развития, поощряя и помогая
складывать
проекты. Расчет на то, что человек,
вкусивший самостоятельности
и почувствовавший, как она
возникает, какие приносит результаты
и позволяет кооперироваться
в системах управления,
сможет выстроить работу в тех
новых условиях, о которых мы
сегодня можем, в лучшем случае,
только строить предположения.
Реформирование систем государственного
и муниципального
управления далеко не завершено,
и какими они будут, когда
сегодняшние студенты войдут в
А.Е. Балобанов1
Организация учебного процесГОСУДАРСТВЕННОЕ
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ
С другой стороны, базовые
са требует серьезной работы по
анализу оснований, на которых
он строится. С одной стороны,
важна аналитическая и концептуальная
работа, позволяющая понять,
что, почему и как в нем
должно строится в учебном процессе,
а с другой – анализ того,
что и почему удается, а что нет в
его реальном протекании. 1
Для обучения управлению это
тем более важно, поскольку оно
не может ограничиться выполнением
фундаментальной педагогической
задачи – передачи знания.
Если будущий управляющий
в ходе учебного процесса получает
только знания, он не становится
реальным специалистом,
поскольку управляет не тот, кто
знает, но тот, кто может и делает.
Хорошие специалисты действуют,
зная, но, вообще говоря,
отсутствие знания не препятствие
для действия, действовать,
не зная, тоже можно. Как и наоборот
– знать, не действуя.
1 А.Е. Балобанов – кандидат философских
наук, заведующий Кафедрой
государственного и муниципального
управления Академии социального
управления (Московская область).
процессы, организующие обучение,
связаны как раз с передачей
знания: лекции, семинары… Что
мы делаем и должны делать в
этих процессах и помимо них,
чтобы человек, вышедший из
вуза, мог найти свое место в реальной
управленческой практике,
т.е. был готов действовать? Какие
знания необходимы будущему
управляющему, каким образом
они должны передаваться
или формироваться в учебном
процессе, какие форматы учебного
процесса способны целенаправленно
готовить человека к
будущему действию?
Формально, ответы на эти вопросы
дает стандарт специальности.
Но на него невозможно
опираться, не пропуская его содержание
«через себя», не выстраивая
собственного понимания
того, из чего и почему он
строится. Стандарт – это ориентир
для поиска, а не догма, слепое
следование которой гарантирует
необходимый результат.
Другим регулятивом является
«рынок». Но этот регулятив, в
лучшем случае, только складывается:
сегодня потенциальные
работодатели обычно не в состоянии
сформулировать отчетливого
запроса, тем более по
поводу того, что будет необходимо
через 4-5 лет, когда нынешние
студенты «заступят на
трудовую вахту». Это особенно
так в системе государственного
и муниципального управления, с
характерными для нее повышенным
уровнем непрозрачности
отношений и размытостью критериев
эффективности деятельности.
Завершенной системы
отношений здесь просто не существует,
и студенты, готовящиеся
к будущей профессии, и
преподаватели, готовящие их к
ней, вынуждены строить обучение
в условиях высокой неопределенности.
Государственный
образовательный
стандарт специальности
«Государственное и муниципальное
управление» задает
следующие основные показатели
деятельности, к которой готовится
будущий специалист, осваивающий
эту специальность.
Область профессиональной
обеспечение
деятельности:
эффективного управления организацией,
участие в организации
и функционировании систем государственного
и муниципального
управления, совершенствование
управления в соответствии с
Как учить будущих муниципальных управляющих
79
самостоятельные
«полную профессиональную силу»,
мы, в конечном счете, сможем
увидеть только тогда, когда
это произойдет. Поэтому готовить
их к тому, чтобы они могли
ориентироваться в этом изменяющемся
поле самостоятельно,
похоже, правильно.
Представляем Вашему вниманию
несколько работ, представляющих
деятельность кафедры:
тезисы заведующего кафедрой
кандидата философских наук
А.Е. Балобанова и две работы
студентов третьего курса, авторы
которых самостоятельно пытаются
ставить проблемы развития
своих муниципальных образований
и искать пути их решения.
Стр.1