А. Дементьев, С. Качушкин1
ИНСТИТУТ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ КАК ОДИН
ИЗ СПОСОБОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИИ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
марта 2007 года ¹25-ÔÇ «Î муниципальной
службе в Российской
Федерации». В связи с этим
утратили силу положения Федерального
закона от 8 января
19998 года ¹8-ÔÇ «Îá основах
муниципальной службы в Российской
Федерации». Новый Федеральный
закон отличается от
ранее действовавшего не только
более детальным регулированием
вопросов муниципальной
службы на федеральном уровне,
но и тем, что в нем предпринята
попытка установить правовые
механизмы взаимосвязи государственной
гражданской службы
и муниципальной службы,
обеспечить «непрерывность» муниципальной
и государственной
службы, как видов публичной
службы граждан Российской Федерации.
В Федеральной закон
введены также новые правовые
институты. К последним относится
институт конфликта интересов
на муниципальной службе.1
Институт конфликта интере1
сов,
как один из эффективных
способов предотвращения коррупционных
проявлений, широко
используется в зарубежной практике.
В международных документах
предотвращение конфликта
интересов на государственной
службе рассматривается как
один из важных механизмов предотвращения
коррупции. Предотвращение
конфликта интересов
рассматривается также как
один из элементов прозрачности,
открытости деятельности государственных
служащих. В Конвенции
Организации Объединенных
Наций против коррупции2
от
1 Дементьев А.Н., к.ю.н., государственный
советник РФ II класса; Качушкин
С.В., слушатель РАГС при
Президенте РФ.
2 Конвенция ратифицирована Российской
Федерацией. Федеральный
закон от 8 марта 2006 года ¹40-ÔÇ
«О ратификации Конвенции Органииюня
2007 года вступил в
силу Федеральный закон от 2
31 октября 2003 года декларируется,
что государство-участник
должно стремиться в соответствии
с принципами своего внутреннего
законодательства устанавливать
меры и системы, обязывающие
публичных лиц представлять
соответствующим органам
декларации, в том числе, о
внеслужебной деятельности, занятиях,
инвестициях, активах и о
существенных дарах или выгодах,
в связи с которыми может
возникнуть коллизия интересов в
отношении их функций в качестве
публичных должностных лиц
(÷àñòü 5 статьи 8). В Конвенции
публичные должностные лица
подразделяются на: выборных
публичных должностных
лиц
(часть 3 статьи 7) и на не избираемых
публичных должностных
лиц (часть 1 статьи 7). Из содержания
части 1 статьи 7 следует,
что не избираемые должностные
лица – понятие более узкое, чем
гражданские служащие. Для не
избираемых должностных лиц
устанавливается, что системы
приема на работу, набора, прохождения
службы, продвижения
по службе и выхода в отставку,
так же как и государственных
гражданских служащих, должны
основываться, в том числе, и на
принципе прозрачности. Особо
оговаривается, что в законодательстве
должны быть установлены
критерии применительно к
кандидатам и выборам на публичные
должности (часть 2 стати
7), в том числе критерии обеспечения
прозрачности в финансировании
кандидатур на избираемые
публичные должности и, где
это возможно, прозрачности в
финансировании политических
партий (÷àñòü 3 статьи 7).
В Конвенции Совета Европы
об уголовной ответственности за
коррупцию (ETS ¹173) от 27 января
1999 года вводятся весьма
зации Объединенных Наций против
коррупции».
важные понятия, имеющие значение
для разграничения статуса
государственных должностей и
государственных
гражданских
служащих, статуса муниципальных
должностей и должностей
муниципальной службы применительно
к положениям законодательства,
направленного на профилактику
коррупции. Понятие
публичного должностного лица
включает в себя:
а) должностное лицо,
б) публичный служащий,
â) ìýð,
г) министр или судья.
В пункте «а» статьи 1 Конвенции
делается отсылка к этим понятиям,
которые существуют в
национальном законодательстве,
и порядку их применения в уголовном
праве конкретного государства.
Термин «судья» согласно
пункту «b» статьи 1 Конвенции
включает прокуроров и лиц, занимающих
судебные должности.
Очевидно, что даже с точки зрения
коррупционных аспектов в
российском законодательстве
между этими категориями публичных
должностных лиц не могут
быть проведены аналогии, не
говоря об их общем различном
статусе. В пункте «с» статьи 1
Конвенции содержится оговорка
относительно понятия публичного
должностного лица. В случае
разбирательства
применяется
понятие публичного должностного
лица, используемое в национальном
праве. В законодательстве
Российской Федерации понятие
«публичное должностное
лицо» и другие понятия с определением
«публичный» не применяются.
Поэтому установление
идентичности понятий, используемых
в Конвенции, и понятий,
используемых в законодательстве
Российской Федерации, представляет
сложную задачу.
Решение этой задачи в нашей
стране осложняется и тем, что
широко используемое в прессе,
на телевидении, политиками и
А. Дементьев, С. Качушкин. Институт конфликта интересов …
17
Стр.1