ПРОГРАММА
Авторский коллектив
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Муниципальное управление относительно новое явление в современной России. <...> Как особый
вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное
управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с
возрождением местного самоуправления. <...> Согласно
Конституции РФ органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти, поэтому муниципальное управление имеет определенные особенности, отличающие его от государственного управления. <...> 1
Объектом муниципального управления является
муниципальное образование населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. <...> В качестве субъекта муниципального
управления выступают население муниципального
образования местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени. <...> Предмет муниципального управления регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования
местных ресурсов. <...> В то же время муниципальное управление тесно
связано с системой государственного управления. <...> Следовательно, не только муниципальные, но и государственные служащие должны разбираться в системе
муниципального управления. <...> Это нашло отражение в соответствующих главах учебника. <...> Но особенно нуждается муниципальная власть в квалифицированных кадрах,
способных эффективно управлять в рыночной среде муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы,
разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе хозяйствующие субъекты, общественные объединения, все
слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти. <...> Часто употребляются <...>
Система_муниципального_управления.pdf
Авторский коллектив
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Муниципальное управление – относительно новое
явление в современной России. Как особый
вид управления, как научная дисциплина и как область
практической деятельности муниципальное
управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с
возрождением местного самоуправления. Согласно
Конституции РФ органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти,
поэтому муниципальное управление имеет определенные
особенности, отличающие его от государственного
управления.1
Объектом муниципального управления является
муниципальное образование – населенная территория,
на которой осуществляется местное самоуправление.
В качестве субъекта муниципального
управления выступают население муниципального
образования – местное сообщество, а также органы
местного самоуправления, избранные населением
и действующие от его имени. Предмет муниципального
управления – регулирование социально-экономических
процессов на территории муниципального
образования в интересах местного сообщества
и на основе эффективного использования
местных ресурсов.
В то же время муниципальное управление тесно
связано с системой государственного управления.
Почти все государственные решения, касающиеся
интересов граждан, так или иначе проходят через
местные органы власти, которые могут стать либо
преградой на пути реализации государственной
политики, либо ее мощным усилителем. Следовательно,
не только муниципальные, но и государственные
служащие должны разбираться в системе
муниципального управления. Во многих сферах
деятельности (жилищно-коммунальный комплекс,
градостроительство, социальная сфера, общественная
безопасность и т. п.) задачи государственной
и муниципальной политики тесно взаимосвяза1
Печатается по: Система муниципального образования:
Учебник для вузов.
/ Под редакцией
Â. Á. Çîòîâà. / – ÑÏá.: Ëèäåð, 2005. – 493 ñ.: èë. –
(Серия “Учебник для вузов”).
ны. Это нашло отражение в соответствующих главах
учебника.
Система муниципального управления, как и вся
система местного самоуправления, находится в
современной России на стадии становления. Ее
законодательная база еще пока несовершенна и во
многом противоречива, не вполне устоялась терминология,
опыт муниципальной практики относительно
невелик. Поэтому отдельные положения, выдвинутые
в настоящем учебнике, носят постановочный
характер.
Экономические и финансовые ресурсы местного
самоуправления крайне недостаточны и не обеспечивают
удовлетворения основных жизненных потребностей
населения. Но особенно нуждается муниципальная
власть в квалифицированных кадрах,
способных эффективно управлять в рыночной среде
муниципальным имуществом, финансами, муниципальными
предприятиями и учреждениями, объектами
городского хозяйства и социальной сферы,
разрабатывать и реализовывать местные программы
развития, привлекать к этой работе хозяйствующие
субъекты, общественные объединения, все
слои населения, умело взаимодействовать с органами
государственной власти.
Следует отметить, что в большом массиве учебной
и научной литературы по проблемам местного
самоуправления явно преобладает юридический
аспект и крайне мало изданий, посвященных собственно
управленческой деятельности, практическим
методам и технологиям муниципального управления.
Определенные разночтения имеются и в терминологии.
Часто употребляются как идентичные
или взаимозаменяемые термины “муниципальное
управление”, “муниципальный менеджмент” или
“городское управление”. Эти термины действительно
близки, но не идентичны. Так, в английском языке
термин management (ìåíåäæìåíò) используется
только применительно к корпоративно-хозяйственному,
производственному управлению. Для
государственного или муниципального управления
применяется термин government. Тем самым понятие
“муниципальный менеджмент” в определенной
степени лишается смысла. Однако в России этот
Авторский коллектив. Система муниципального управления
35
ПРОГРАММА
Стр.1