02_11_01.qxd
27.01.2011
0:12
Page 3
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Татарников М.А. <...> Первый московский государственный медицинский университет
имени И.М. Сеченова
Для чего нужны системы менеджмента качества в здравоохранении? <...> Системы менеджмента качества
(СМК) являются мощным инструментом
повышения качества медицинских услуг
и удовлетворенности потребителей и
других заинтересованных сторон. <...> Для коммерческих медицинских организаций помимо вышеуказанных причин большое значение имеет получение
сертификата на соответствие систем
менеджмента качества ГОСТу Р ИСО <...> Помимо межотраслевых стандартов
Международной организацией стандартизации1 были подготовлены отраслевые стандарты, учитывающие специфику деятельности в отдельных отраслях, в т.ч. в здравоохранении, а также
ряд документов методического и нормативного характера по разработке,
внедрению и совершенствованию систем менеджмента качества. <...> 02_11_01.qxd
27.01.2011
0:12
Page 4
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
потребителей и установленным к ней
обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности
потребителей;
ИСО 9004:2000 содержит рекомендации по повышению результативности
и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
ИСО 19011:2002 содержит методические указания по проведению аудита
(проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. <...> Вместе с тем необходимо учитывать, что межотраслевые
международные стандарты и их российские аналоги по вопросам управления качеством были разработаны для
организаций всех видов, размеров и
любого профиля деятельности. <...> Для
того чтобы межотраслевые стандарты
на системы менеджмента качества могли использоваться всеми организациями, они были составлены с использованием предельно общих понятий. <...> 1 Недаром при ознакомлении
со стандартами <...>
Вопросы_экспертизы_и_качества_медицинской_помощи_№2_2011.pdf
˚ ˇ„02_11_01.qxd 27.01.2011 0:12 Page 1
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. – главный редактор, д.м.н.
КОВАЛЕВ Е.В. – заместитель главного редактора
Редакционная коллегия:
ГАЙДАРОВ Г.М. – главный врач клиник, заведующий кафедрой общественного здоровья и
здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор,
заслуженный врач Российской Федерации
ГОЛУБЕВА А.П. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого
московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, д.м.н.,
профессор
ГУРОВ А.Н. – заместитель директора по научно-организационной работе Московского
областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), д.м.н., профессор
ЕЛЬКИН И.О. – заместитель директора ГУЗ "Детская клиническая больница восстановительного
лечения. Научно-практический центр "Бонум"" (Свердловская обл.), д.м.н., профессор
КУЧЕРЕНКО В.З. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова
д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки Российской
Федерации
СКВИРСКАЯ Г.П. - заведующая лабораторией НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением Первого московского государственного медицинского университета имени
È.Ì. Ñå÷åíîâà, ä.ì.í., профессор
СТАРИКОВ К.А. – генеральный директор Центра изучения социально-экономических проблем
здравоохранения
СЫРЦОВА Л.Е. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующая кафедрой общественного здравоохранения с курсом
профилактической медицины факультета управления здравоохранением Первого московского
государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ФОМИН А.А. – заведующий курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского
факультета Петрозаводского государственного университета, д.м.н.
Учредитель:
ООО “ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ”
¹2 (ôåâðàëü)
2011 ã.
Мнение авторов статей не всегда совпадает с мнением редакции журнала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ¹ ÔÑ77-21246 от 8 июня 2005 ã.
Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Стр.1
˚ ˇ„02_11_01.qxd 27.01.2011 0:12 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Основные положения систем менеджмента качества ..............................................
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Клинические протоколы ...........................................................................................
КАЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДПОМОЩИ
Повышение качества и доступности хирургической помощи на основе развития
амбулаторно-поликлинической хирургии ................................................................
Эмпирическая антибактериальная профилактика в урологии ..................................
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Использование доказательной медицины и экономического анализа при
разработке протоколов ведения больных и медицинских ñòàíäàðòîâ......................
Пример "образцовых" методических рекомендаций, разработанных по всем
правилам доказательной медицины ........................................................................
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Порядок разработки медико-экономических стандартов Санкт-Петербурга...........
Система внутриведомственного контроля качества медицинской помощи в
медицинских учреждениях Иркутской области ........................................................
ЗА РУБЕЖОМ
Оптимальные стратегии улучшения качества стационарной помощи .....................
Проблемы доступности основных лекарств не являются доминирующей причиной
низкого качества медицинского облуживания населения в развивающихся странах
3
13
17
22
32
39
47
56
59
78
"Âîïðîñû экспертизы и качества медицинской ïîìîùè" 2011 ã. ¹2(62)
2
Стр.2