Повышение профессиональной компетенции
сотрудников Научной библиотеки Сибирского
государственного технологического университета
Елена Викторовна Слукина,
заместитель директора
Научной библиотеки Сибирского государственного
технологического университета, г. Красноярск
Реформирование системы высшего профессионального
библиотечно-информационного образования, предусматривающее
переход на бакалавриат и магистратуру в соответствии с
положениями Болонской конвенции, выдвигает задачу реализации
компетентностного подхода в подготовке и переподготовке
библиотечных кадров. <...> В образовательной науке и практике России понятие
«компетенция», «компетентность» ранее не использовалось, и на
данном этапе не существует однозначного понимания этих
терминов. <...> В
этом смысле компетентностная модель образования, по мнению её
разработчиков, отличается от знаньевой также как знакомство с
правилами игры в шахматы от самого умения играть. <...> 63
Согласно профессиональной модели библиотекаря новой
формации, который востребован в XXI веке, современный
библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик и
посредник в системе документных коммуникаций, в том числе
электронных; инструктор по информационной грамотности;
менеджер и маркетолог информационно-библиотечной сферы,
знаток
информационных
ресурсов, книгоиздательского и
книготоргового рынка. <...> Помимо этого, он хранитель
документного культурного наследия, служитель Книги как
культурного феномена, специалист по продвижению и поддержке
чтения, организатор разнообразных культурно-досуговых акций. <...> Таким
образом,
библиотекарь
новой
формации
многопрофильный
специалист,
владеющий
не
только
информационными, но и социокультурными технологиями. <...> По
мнению
разработчиков
Федерального
государственного
образовательного стандарта третьего поколения по специальности
«Библиотечно-информационная деятельность», выпускник уровня
бакалавра должен обладать <...>
Повышение_профессиональной_компетенции_сотрудников_НБ_СибГТУ.pdf
Повышение профессиональной компетенции
сотрудников Научной библиотеки Сибирского
государственного технологического университета
Елена Викторовна Слукина,
заместитель директора
Научной библиотеки Сибирского государственного
технологического университета, г. Красноярск
Реформирование системы высшего профессионального
библиотечно-информационного образования, предусматривающее
переход на бакалавриат и магистратуру в соответствии с
положениями Болонской конвенции, выдвигает задачу реализации
компетентностного подхода в подготовке и переподготовке
библиотечных кадров.
В образовательной науке и практике России понятие
«компетенция», «компетентность» ранее не использовалось, и на
данном этапе не существует однозначного понимания этих
терминов. У нас преобладал ЗУНовский подход (знания, умения,
навыки). Как справедливо указывается
в теоретических
разработках, посвященных обоснованию компетентностного
подхода, специалист должен не столько располагать знаниями как
таковыми, сколько обладать определенными личностными
характеристиками и уметь в любой момент найти, отобрать,
проанализировать нужные знания в созданных человечеством
огромных хранилищах информации и применить их на практике. В
этом смысле компетентностная модель образования, по мнению её
разработчиков, отличается от знаньевой также как знакомство с
правилами игры в шахматы от самого умения играть.
63
Стр.1
Согласно профессиональной модели библиотекаря новой
формации, который востребован в XXI веке, современный
библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик и
посредник в системе документных коммуникаций, в том числе
электронных; инструктор по информационной грамотности;
менеджер и маркетолог информационно-библиотечной сферы,
знаток информационных
ресурсов,
книготоргового рынка. Помимо этого, он -
образом,
многопрофильный
библиотекарь
специалист,
новой
книгоиздательского и
хранитель
документного культурного наследия, служитель Книги как
культурного феномена, специалист по продвижению и поддержке
чтения, организатор разнообразных культурно-досуговых акций.
Таким
владеющий
Федерального
формации
не
-
только
информационными, но и социокультурными технологиями. По
мнению разработчиков
государственного
образовательного стандарта третьего поколения по специальности
«Библиотечно-информационная деятельность», выпускник уровня
бакалавра должен обладать следующими компетенциями:
Универсальные компетенции:
- общенаучные (например, готовность применять знания
наук
гуманитарных и социальных
деятельности);
- инструментальные
(например,
в профессиональной
способность
к
самостоятельному поиску, переработке и предоставлению
информации с использованием ИКТ);
- социально-личностные (способность самостоятельно
приобретать знания и критически осмысливать социальную
информацию, воспроизводить социальный опыт и модели
социального взаимодействия).
Профессиональные (специальные) компетенции:
- в технологической деятельности (главное - способность
создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам
пользователей);
- в
организационно-управленческой,
научноисследовательской
и методической (в частности, способность к
изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности и
готовность принимать участие в социологических и маркетинговых
исследованиях, проводимых библиотекой);
64
Стр.2
— в
информа1\ионно-аналитической (способность
к
выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов и к
аналитико-синтетической обработке информации);
- в психолого-педагогической (способность использовать
подходы и методы психологии и педагогики в обслуживании
различных групп пользователей) и кулыпурно-досуговой.
Среди универсальных компетенций магистра наиболее
важными определены способности самостоятельно получать
знания в области социальных наук, техники и информационнокоммуникационных
технологий, генерировать и использовать
новые знания, находить творческий подход к решению социальных
и профессиональных задач. Профессиональные компетенции
магистра ориентированы на- самостоятельное ведение научноисследовательской,
проектной и экспертно-консультационной
деятельности; способность к управлению отраслью и ее
функциональными блоками; постановку и решение задач по
совершенствованию
информационной сфере.
Приведенный
компетенций
информационно-коммуникационных
технологий, их нормативно-правового регулирования, а также на
ведение
преподавательской деятельности в библиотечноперечень
соответствует
требованиям
современной библиотечной практики. Вызывает
оптимизм то, что через 5-6 лет в библиотеки придут работать
специалисты с такой квалификацией.
Сложнее обстоят дела с формированием компетенций
работающего библиотекаря. В первую очередь, именно
библиотекари-практики отчетливо осознают,
что прежние
профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются
иные формы и методы библиотечной работы. Ведь меняются и
читатели, и их запросы, и требования к библиотекарю. Изменилось
и само информационно-образовательное пространство.
В связи с этим усилилась
роль
непрерывного
дополнительного образования - процесса овладения новыми
знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности
человека. Компетентностный подход как наиболее эффективный
инструмент профессионального развития библиотечных кадров
активно внедряется в области дополнительного образования,
поскольку в современных условиях на него возлагается основная
65
Стр.3