Ю.Н. Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ В ОПАСНОСТИ
На рубеже 1960-1970-х гг. библиотековедению пришлось вступить в острую
полемику с нарождавшейся тогда информатикой. <...> Информатика, отстаивавшая
свое место под научным солнцем, обличала библиотековедение и библиотечное
дело в безнадежной отсталости от требований научно-технического прогресса и
предсказывала им либо их скорейшую гибель, либо растворение в информатике
и научно-информационной деятельности. <...> В то время библиотековедам удалось отстоять самостоятельность своего
предмета и области деятельности. <...> Наиболее
заметными акциями были: проведение широкомасштабной дискуссии о
предмете и объекте библиотековедения, разработка методологии и методов
библиотековедческих исследований, изучение онтологической сущности
библиотеки, обсуждение социальных функций библиотеки, история
библиотековедческой мысли. <...> Общие итоги развития библиотековедческой мысли за период с конца 60-х гг. и
до настоящего времени впечатляющи: оно качественно продвинулось вперед в
осознании своего статуса, это нашло отражение в нескольких докторских и
кандидатских диссертациях, монографиях, учебниках. <...> Однако след от упреков в отсталости у библиотековедов сохранился, и один из
результатов дискуссии с информатиками состоял в том, что в библиотечную
практику начала внедряться информационная техника и технология, а с ними и
терминология. <...> Способом преодоления пугающе консервативного слова "библиотека",
осознания себя шагающими в ногу со временем стало сначала робкое, а потом
всё более уверенное добавление предиката "информационно-" ко всему прежде
либо чисто библиотечному, либо библиотечно-библиографическому. <...> Мощный импульс внедрению терминологии информатики был придан с
распадом СССР и сопутствующим отказом от прежней идеологии. <...> Но спасительное слово обнаружилось вскоре: библиотека – учреждение,
конечно же, не идейно-воспитательное <...>
Библиотековедение_в_опасности__.pdf
Ю.Н. Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ В ОПАСНОСТИ
На рубеже 1960-1970-х гг. библиотековедению пришлось вступить в острую
полемику с нарождавшейся тогда информатикой. Информатика, отстаивавшая
свое место под научным солнцем, обличала библиотековедение и библиотечное
дело в безнадежной отсталости от требований научно-технического прогресса и
предсказывала им либо их скорейшую гибель, либо растворение в информатике
и научно-информационной деятельности.
В то время библиотековедам удалось отстоять самостоятельность своего
предмета и области деятельности. Во второй половине 70-х – начале 80-х гг.
библиотековедение углубленно занималось саморефлексией. Наиболее
заметными акциями были: проведение широкомасштабной дискуссии о
предмете и объекте библиотековедения, разработка методологии и методов
библиотековедческих исследований, изучение онтологической сущности
библиотеки, обсуждение социальных функций библиотеки, история
библиотековедческой мысли.
Общие итоги развития библиотековедческой мысли за период с конца 60-х гг. и
до настоящего времени впечатляющи: оно качественно продвинулось вперед в
осознании своего статуса, это нашло отражение в нескольких докторских и
кандидатских диссертациях, монографиях, учебниках.
Однако след от упреков в отсталости у библиотековедов сохранился, и один из
результатов дискуссии с информатиками состоял в том, что в библиотечную
практику начала внедряться информационная техника и технология, а с ними и
терминология. Пионерами здесь выступили ГПНТБ, ГБЛ, а из вузов –
Кемеровский институт культуры.
Способом преодоления пугающе консервативного слова "библиотека",
осознания себя шагающими в ногу со временем стало сначала робкое, а потом
всё более уверенное добавление предиката "информационно-" ко всему прежде
либо чисто библиотечному, либо библиотечно-библиографическому.
Мощный импульс внедрению терминологии информатики был придан с
распадом СССР и сопутствующим отказом от прежней идеологии. Библиотека
перестала считаться идеологическим, воспитательным учреждением, но каким
же учреждением она стала? В представлении о социальной миссии библиотеки
образовался вакуум.
Но спасительное слово обнаружилось вскоре: библиотека – учреждение,
конечно же, не идейно-воспитательное, не политико-просветительное и т.д. Все
предшествовавшие вековые изыскания были вмиг отброшены, потому что
Стр.1