Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Артистическое фехтование как спецкурс в системе обучения студентов в физкультурных Вузах (65,00 руб.)

0   0
АвторыМовшович Алек Давыдович
Издательство[Б.и.]
Страниц54
ID152927
АннотацияАртистическое фехтование со спортивной точки зрения, определение его истоков и путей развития, определение критериев качества подготовленности спортсменов.
УДК792
ББК85.334
Артистическое фехтование как спецкурс в системе обучения студентов в физкультурных Вузах / А.Д. Мовшович .— : [Б.и.], 2011 .— 54 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/152927 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Этот увлекательный и зрелищный вид фехтования делал свои первые шаги в спортивных клубах французских университетов. <...> Соревнования проводит Международная Академия Оружия (AAI) совместно с Международной федерацией фехтования (FIE). <...> К тому же, кадровый состав тренеров, желающих работать в данном виде спорта, после непродолжительной переподготовки способен тренировать квалифицированных спортсменов. <...> 6 На кафедре теории и методики фехтования и современного пятиборья РГУФК уже создана и постоянно совершенствуется методика подготовки тренеров и спортсменов, издан учебник по артистическому фехтованию «Искусство сценического фехтования» (авторы Д. <...> А без этого невозможно развивать этот вид спортивной деятельности в нужном направлении. <...> Одним словом, назрела необходимость конкретизировать - что же такое артистическое фехтование со спортивной точки зрения, определить его истоки и пути развития, создать централизованную систему подготовки спортсменов и тренеров, определить критерии качества подготовленности спортсменов, а также разработать правила судейства и проведения соревнований по артистическому фехтованию. <...> В таких дисциплинах, как артистическое фехтование, правила судейства это не просто регламент деятельности всех участников турниров различных уровней, но также и наиболее информативный источник оценки текущего состояния и перспектив развития вида спорта в целом. <...> Более того, правила соревнований являются в определенном смысле интегральным комплексом, определяющим уровень подготовленности занимающихся данным видом спортивной деятельности. <...> Артистическое фехтование как вид соревнований Фехтование - это искусство владения холодным оружием со своеобразной культурой движений. <...> Борьба первобытного человечества с природой за свое 7 существование, а позднее непрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми насыщена история народов древнего мира, были причинами возникновения <...>
Артистическое_фехтование_как_спецкурс_в_системе_обучения_студентов_в_физкультурных_Вузах_(3).pdf
3 А.Д.МОВШОВИЧ Артистическое фехтование как спецкурс в системе обучения студентов в физкультурных Вузах
Стр.1
4 СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................... 4 1. Артистическое фехтование как вид соревнований ..................................... .5 1.1. Боевое, спортивное и сценическое фехтование ........................... …..8 1.2. Артистическое фехтование и спортивная деятельность ................ 12 1.2.1. Спорт как общественное понятие .................................... …..14 1.2.2. Артистическое фехтование в системе спорта .......................15 2. Разработка правил соревнований по артистическому фехтованию.........................................................................................................19 2.1. Виды артистического соревнования............................. ……………20 2.2. Составляющие подготовки спортсменов .................... ……………23 2.3. Система критериев и оценок выступлений спортсменов ............... ..26 2.3.1. Критерии оценки технической составляющей выступления .................................................................................. ..28 2.3.2. Критерии оценки артистической составляющей выступления ..................................................................................... ..31 2.3.3. Шкала выставления оценок ................................................ ..32 2.3.4. Временной регламент ........................................................... ..33 Приложение ........................................................................................... 35
Стр.2
5 Введение Артистическое фехтование зародилось как вид спорта во Франции в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Этот увлекательный и зрелищный вид фехтования делал свои первые шаги в спортивных клубах французских университетов. А на сегодняшний день артистическое фехтование весьма популярно не только во Франции, но и в Германии, Бельгии, Чехии, Швеции, Италии, Норвегии, Дании, Голландии, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии и других государствах Европы, в США, а также в Корее и Китае. Ежегодно проводятся конгрессы и семинары для тренеров, открытые чемпионаты Франции и Германии, собирающие немалое количество участников и зрителей. Уже проведено три Чемпионата мира (организуются 1 раз в 4 года), следующее мировое первенство планируется провести в мае 2008 года в Германии (г. Лейпциг). Соревнования проводит Международная Академия Оружия (AAI) совместно с Международной федерацией фехтования (FIE). В России за последние несколько лет сформировались и работают в направлении развития артистического фехтования клубы Москвы и СанктПетербурга, Коломны и других городов Московской области, организованы студии в Перми, Екатеринбурге, Кемерово, Череповце, Владивостоке, Новосибирске, Хабаровске и других городах России. Сейчас в нашей стране артистическим фехтованием занимаются более 1500 человек, и количество желающих постоянно растет. К сожалению, в стране еще очень мало профессиональных тренеров, владеющих методикой подготовки спортсменов в этом виде деятельности, практически не развита сеть детских клубов. А между тем организация процесса подготовки спортсменов не требует больших финансовых затрат, специализированных залов, дорогостоящей аппаратуры и снаряжения. К тому же, кадровый состав тренеров, желающих работать в данном виде спорта, после непродолжительной переподготовки способен тренировать квалифицированных спортсменов.
Стр.3
6 На кафедре теории и методики фехтования и современного пятиборья РГУФК уже создана и постоянно совершенствуется методика подготовки тренеров и спортсменов, издан учебник по артистическому фехтованию «Искусство сценического фехтования» (авторы Д.Тышлер и А.Мовшович). Однако, несмотря на давние культурные и фехтовальные традиции в нашей стране, на сегодняшний день в области развития артистического фехтования Россия очень отстала от Европы – до последнего времени не проводились ни показательные выступления, ни официальные соревнования по артистическому фехтованию, ни семинары для тренеров. А без этого невозможно развивать этот вид спортивной деятельности в нужном направлении. Кроме того, у занимающихся есть потребность показать свои умения и навыки, обмениваться опытом со спортсменами и тренерами из других городов и стран. Одним словом, назрела необходимость конкретизировать - что же такое артистическое фехтование со спортивной точки зрения, определить его истоки и пути развития, создать централизованную систему подготовки спортсменов и тренеров, определить критерии качества подготовленности спортсменов, а также разработать правила судейства и проведения соревнований по артистическому фехтованию. В таких дисциплинах, как артистическое фехтование, правила судейства - это не просто регламент деятельности всех участников турниров различных уровней, но также и наиболее информативный источник оценки текущего состояния и перспектив развития вида спорта в целом. Более того, правила соревнований являются в определенном смысле интегральным комплексом, определяющим уровень подготовленности занимающихся данным видом спортивной деятельности. 1. Артистическое фехтование как вид соревнований Фехтование - это искусство владения холодным оружием со своеобразной культурой движений. Борьба первобытного человечества с природой за свое
Стр.4
7 существование, а позднее непрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми насыщена история народов древнего мира, были причинами возникновения и постоянного усовершенствования холодного оружия, а также развития искусства владения им. Различные памятники древнего мира рассказывают нам о вооружении древних воинов, о приемах владения холодным оружием и о состязаниях в фехтовании, история которого уходит в глубину веков. Первые бронзовые кинжалы и мечи, крито-микенская воинская культура, гладиаторы и греческие герои, римские легионеры, крутящиеся мечи кёльтов и рыцарские походы и турниры, бродячие фехтовальщики и пехота средневековья, первые трактаты древних маэстро и постепенное создание системы обучения мастерству фехтования, мода на дуэли и правительственные запреты, зарождение спортивного единоборства на условном оружии - вот только некоторые вехи, пройденные фехтованием в его развитии. Падение Западной Римской империи повлекло за собой роспуск большинства гладиаторских школ. В результате без работы, крыши над головой и средств к существованию оказались многие тысячи профессиональных фехтовальщиков, не приспособленных ни к труду, ни к тяготам военной службы. Вскоре официальный запрет был наложен и на сами гладиаторские игры. Основным способом заработка для бывших гладиаторов стали показательные выступления, а так же замещение тяжущихся в судебных поединках. Так было положено начало новому фехтованию – не военному и не рыцарскому. С VI века в Европе начинается формирование системы рыцарства, которая просуществовала вплоть до XVI столетия. Но с появлением огнестрельного оружия рыцарство отошло на второстепенный план. К XVI веку фехтование стало настолько сложным и многообразным, что возникла необходимость фиксировать различные приемы боя. Некоторые пособия по фехтованию в картинках с простейшими подписями встречаются еще в XIII веке, но они предлагают незначительный боевой арсенал. Но уже в 1389 году Ганс Лихтэнауэр создает учебник, в котором, наряду с обилием рисунков, он пытается сформулировать понятие атаки, описывает оптимальную
Стр.5
8 последовательность некоторых ударов. В 1467 году знаменитый мастер Ганс Тальхоффер издал свои «Готские кодексы», в которых описал и проиллюстрировал "решительно все возможные виды оружия и сражений". Вклад Тальхоффера в развитие искусства фехтования неоценим. Он действительно описал все возможные к тому времени способы обращения с холодным оружием, делая особый акцент на владении полуторным мечом. Отдельная глава посвящена борьбе без оружия, которая в то время рассматривалась неотрывно от фехтования, и приемам самообороны против противника, вооруженного кинжалом. Тальхоффер, соединив опыт рыцарей и опыт воинов других социальных слоев, дает нам представление о старой школе фехтования, построенной на старых еще принципах и достигшей вершины в своем развитии. Дальше в этом направлении двигаться было некуда, и изданная чуть позже "Фехтовальная книга" А.Дюрера уже включает в себя элементы новой школы. Хотя и в ней присутствует еще очень много жестких, борцовских и других элементов, характерных для средневековья. С конца XV века в воружение западной Европы прочно входит шпага. Именно с этого времени о фехтовании стали говорить как о роде искусства, имеющем свою философию. Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения меча. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, искусство владения этим оружием распространилось по всей Европе. Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм и небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения ударов. Часто к ним прикреплялись металлические шипы, по форме напоминающие кинжалы. В XVI веке постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Параллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко применять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника. Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже - кинжалом) характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные
Стр.6
9 варианты захватов с элементами борьбы, одновременные удары шпагой и дагой либо их серии. 1.1. Боевое, спортивное и сценическое фехтование К концу XVII века во Франции постепенно отказались от применения даги или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, используя только уколы, позволяющие острию проникнуть сквозь кольца защитной кольчуги, которую надевали под верхнюю одежду. И именно во Франции наибольшее распространение получили дуэльные поединки. Начиная с XVIII столетия французская школа фехтования завоевывает признание во многих странах Европы, а Франция становится центром развития уже спортивного фехтования. К концу XVIII века вышли из употребления способы защиты и захваты оружия невооруженной рукой, а также приемы обезоруживания. Это позволило точнее регламентировать правила боя и вызвало повышение мастерства владения оружием, за счет значительного сокращения ситуаций с использованием силового давления. Дальнейшее развитие фехтования связано с появлением фехтовальной предохранительной маски. К этому времени «фехтование окончательно теряет черты грубых кровопролитных развлечений средних веков, черты военных упражнений и дуэлянтства. Оно превращается в безопасный фехтовальный спорт, требующий сочетания острого зрения, быстрого и тонкого тактического мышления, хладнокровия и выдержки с быстротой и точностью движений оружия и тела при обязательности безупречного поведения…» Фехтование спортивное представляет собой единоборство на холодном оружии. Фехтовальный бой - условный поединок на условном спортивном оружии, регламентированный официальными правилами соревнований. Классическое фехтование, подчиненное правилам, разработанным международной федерацией фехтования (FIE), на сегодняшний день содержит в
Стр.7
10 себе следующие виды фехтования: фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся в командных и личных зачетах отдельно среди мужчин и женщин. Все спортивные поединки проводятся на поле боя определенного размера, оборудованном устройствами для электрофиксации уколов (ударов) и подчинены единым правилам. Требования к оружию и средствам защиты фехтовальщиков, а также правила судейства строго регламентированы. В фехтовальном единоборстве основное значение имеет победа над соперником или результат, показанный на соревнованиях. Это определяет и задачи спортивного фехтования - сформировать у спортсменов технические и тактические навыки, общефизические и психологические качества, которые позволят им одерживать верх в поединках. На это направлена и специфика обучения и тренировок спортсменов, включающая физическую, технико-тактическую, психологическую и теоретическую подготовку методом групповых упражнений и индивидуальных занятий с тренером. Принципиальным отличием боя сценического, постановочного от боя спортивного является полное отсутствие реального единоборства для участников поединков. Персонажи постановочного боя не противодействующие друг другу соперники, имеющие целью победить противника, как это происходит в спортивном поединке, а взаимодействующие для достижения общей цели партнеры. На сцене, как и перед кинокамерой, все действия фехтующих должны быть отрепетированы заранее. Точнее говоря, движения бойцов оружием и их перемещения по полю боя должны быть разучены как гимнастические или танцевальные комбинации, где каждому участнику известны будущие "маневры" партнера. Вся тактика поединка и реальные "трюки" для её изображения продумываются режиссером и участниками до их постановки, затем воплощаются в заранее избранные определенные действия, а на репетициях доводятся до надежных стандартов для их выполнения и повторения. Здесь нет ни малейшего места для
Стр.8
11 импровизации. Более того, в сценических поединках она практически невозможна. Лишь после того, как внимание и мышление исполнителей перестает отвлекаться от сохранения задуманной последовательности и техники двигательных действий, начинается истинное творчество актеров по воплощению сценического образа в процессе поединка. Отличительной чертой постановочных поединков является наличие в них таких элементов боя, как уклонения в наступлении и обороне, пленение, обезоруживание и "ранения". Уклонения в сценических поединках фехтовальщиков предназначены для «противодействия» атакам и ответам противника. Выполняются уклонения перемещением туловища или других частей тела, чтобы избежать получения укола или удара. В дуэльных боях средневековья уклонения от атак нередко выполнялись с одновременным встречным нападением (контратакой), что делало эти приемы весьма эффективными против излишне длинно атакующего противника. Однако в сценических поединках контратаки со сближением опасны, так как обоюдно выдвигаемые вперед острия шпаг наступающего и контратакующего фехтовальщиков могут нанести серьезные травмы обоим партнерам. Вместе с тем контратаки с отступлением и одновременным уклонением туловища назад, в сторону и вниз весьма зрелищны и могут использоваться актерами, имеющими необходимую техническую подготовленность. Приемы обезоруживания разработаны для фехтования на шпагах, чтобы выбивать её у противника при помощи силового воздействия оружием на клинок, или выхватывать невооруженной рукой. И как эффектный способ достижения победы в фехтовальном бою приемы обезоруживания описаны во многих исторических книгах, начиная с XV века. Превосходство в искусстве фехтования одного соперника над другим может быть продемонстрировано применением пленения. Приемы, ставящие противника в беспомощное или безвыходное положение, представляются
Стр.9
12 весьма эффективными среди средств, используемых при постановке сценического боя. Нередко по режиссерскому замыслу один из участников боя должен доминировать в поединке, что необходимо выразить с помощью достаточно убедительных сюжетных построений. Например, схватка с обменом ударами и их парированием, может завершиться не защитой 5-й от удара в голову, а уклонением в сторону. Затем, в момент, когда шпага противника проходит по инерции мимо тела обороняющегося, острие его шпаги приставляется к горлу атакующего. Возникает выразительная пауза, предоставляющая так же возможности для взаимных реплик. Использование уклонений для подготовки пленения противника весьма эффективно, так как стороны взаимоперемещений ведущих сценический поединок заранее известны и отрепетированы, а острие приставляемой к горлу партнера шпаги находится в статическом положении и не содержит угрозы нанесения травмы. «Поединок фехтовальщиков на сцене чаще всего завершается "ранением", включающим «смертельный» исход или какую-либо травму, нанесенную противнику оружием. Поэтому "ранение" является демонстративным актом достигнутого преимущества, как в отдельном фрагменте боя, так и способом, илюстрирующим окончательное поражение противника. В подобном сюжете участвуют оба исполнителя и только их гармоничные взаимные действия обеспечивают трагический эффект завершения дуэли. Используя "ранение" в технике нанесения укола, легче добиться эффекта, чем при нанесении удара. Ибо если требуется "ранить" соперника ударом, то оружие должно быть остановлено возле туловища (что весьма непросто) или пройти мимо той части тела, которая не видна из зрительного зала. Искусство фехтования, появившееся впервые в истории человечества как система нападения и защиты, практически сразу же обрело свою вторую ипостась – изображение самого себя. Древнейшие описания смертельных поединков героев соседствуют с описаниями праздников, на которых специально обученные мастера эти же поединки оживляли в художественных
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ