Кирилл
Волков
при участии
Марии
Велиховой
Р И Т М И К А
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ДРАМАТИЧЕСКОГО АКТЁРА
Москва. <...> В природе ритм проявляется в чередовании дня и ночи, в смене
времён года и лунных циклов; ритму подчинены периоды сна и
бодрствования, биение сердца, дыхание…
Уже на самом этапе своего зарождения человек вносит новый
темпоритм в жизнь будущей матери – и она прислушивается к нему,
пытается понять, сжиться с ним и, в конечном итоге, подчиниться
ему…
Рождение человека – вот оно – буйство цикличных ритмов – их
торжество, их взрыв…
А затем – с качания в колыбели до последнего плача и
отпевания – смена темпоритмов, которая, в конечном итоге – и есть
жизнь. <...> Так, с детства, мы устанавливаем ритмические рисунки
взаимодействий с родителями, товарищами, учителями…
2
А любовь – вот уж где два могучих темпоритма вступают в
поединок,
пытаясь
приспособиться,
изменить,
приладиться,
перебороть,
чтобы
сломать
создать
–
или
единый
полиритмический организм – Семью. <...> Вхождение
в
профессию актёра без освоения предмета Ритмика кажется мне
достаточно проблематичным. <...> Да, конечно, бывает так называемое
«врождённое» чувство ритма, то есть предрасположенность к
восприятию темпоритмических изменений, но и она, как правило,
3
требует развития и тренажа. <...> Ведь актёру в театре придётся
столкнуться
со
всей
полиритмией
мировой
драматургии,
наполненной национальными и, в то же время, индивидуально –
авторскими ритмами на фоне ритмов предложенной эпохи. <...> Подготовке актёра к их профессиональному творческому решению и
посвящён цикл упражнений и этюдов предмета Ритмика, который
предлагается вниманию читателя. <...> Предмет этот и самостоятелен, как «Сценическое движение»
или «Танец», но и подчинён, как они, главной дисциплине «Мастерству актёра», поскольку развивает и совершенствует в
студентах важнейшие элементы профессии: внимание, собранность,
фантазию, общение, чувство ансамбля. <...> Методика преподавания предмета Ритмика <...>
Ритмика_в_процессе_обучения_драматического_актера.pdf
Велихова Мария Евгеньевна – режиссёр – педагог,
профессор Высшего Театрального Училища (ВУЗ) имени
М. С. Щепкина при Малом театре России; Заслуженный
деятель искусств Таджикистана.
Выросшая в «театральной семье», Мария Велихова не
представляла свою жизнь вне Театра. Её учителями в
Щепкинском училище были прославленные актёры
Малого театра
– Народные артисты России Виктор
Иванович Коршунов и Юрий Мефодьевич Соломин.
По окончании училища она служила в труппе Малого
театра, затем успешно окончила Высшие курсы
режиссуры телевидения и радиовещания и работала на Центральном телевидении СССР
режиссером – постановщиком.
В то же самое время, Мария Велихова не прерывала связи с родным для неё
Малым театром, Училищем, сочетая режиссёрскую работу с педагогической.
Ныне - Мария Евгеньевна ВЕЛИХОВА – один из самых опытных педагогов
Высшего Театрального Училища имени М. С. Щепкина, известный режиссёр –
постановщик, либреттист и драматург.
Она относится к мастерам, обращающим особое внимание на темпоритм
спектакля, его музыкальность и яркое звучание авторского Слова.
86
Стр.87
О г л а в л е н и е
I. ВСТУПЛЕНИЕ
II. РИТМИКА. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
III. РАЗМИНКА
- стр. 2
- стр. 5
- стр. 9
IV. РАЗМИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МЕТРОНОМА - стр.17
V. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РИТМЫ. ТРУД И РИТМ
VI. ПОДСТУПЫ К ОЩУЩЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО
ТЕМПОРИТМА
VII. ПОЛИРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- стр. 22
- стр. 52
- стр. 57
VIII. РАБОТА НАД РИТМИКО-ПЛАСТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЕМ
«Охота на носорога» (пьеса Н. С. Гумилёва)
IX. СЛОВО И РИТМ
- стр. 62
- стр. 68
X. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ – запоздалое лирическое отступление
о Э. Ж. Далькрозе и немного о себе.
- стр. 74
XI. НЕКОТОРЫЕ РАССУЖДЕНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
ЧИТАТЕЛЕЙ
- стр. 79
87
Стр.88