МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
2-е издание, исправленное и
доподтнех-шое
Для студентов средних: и высших
музыкальных учебных заведений
Москва
«Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС»
I997
„гит 1’)
ББК 85.31
П31
П31
Программа «Отдав/шине гуманитарного образования»
Петрушки В.И. <...> Я приношу благодарность моим учителям, которые ввелш
меня в мир музьпси, и прежде всего Лидии Алексеевне Шкляевой -— моей первой учительнице, а также профессорши и доцентам Московской консерватории. <...> Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музьпса, которая помогает возвыситься штдивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство с полисной обидиной. <...> Аристотель разработал в своих трудах учет-пас о мймесисе, в
котором раскрывались представления о внутрет-шем мире человека и способах воздействия на него при помонш искусства. <...> В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и
слушать музыку, написаннуто главным образом в дорийском
ладу, а музьпсу, нашиваю-тую в других ладах, рекомендовалось до
ушей молодого поколения не допускать. <...> В средние века музьпсальная психология развивалась в работах музьшантовлеоретиков (наибольшую известность получили
Боэций, Гвидо Арретинский, Царлино), в XVII—XVIII BB. в
трудах музыкантов-философов (среди которых можно назвать
Кунау, Кирхера, Матгесона). <...> Г ельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в
нас благодаря резонировшшю внутренних органов слуха в ответ
на внеппше воздействия. <...> Первоначально музыкальная психология развивалась в рамках изучения тех оцгулцений, которые доставляют слуху простые
тоны. <...> Слушатель строит гипотезу продолжения музыкальной мысли, исходя из обших принцтптов построения целого, в котором фрагмент произведения, звучащий в данньпй момент, является частью целого. <...> ВСТРВЧЁ С НОВЬПИ И H631-IIIKOMLIM
объектом, которым может быть и музьпсальное <...>