Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Структура культуры и общей семиотики // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Мат. междунар. науч. конф., Краснодар 20-23 сент. 2006 г. – Краснодар: КГУКИ, 2006. – С. 125-128. (80,00 руб.)

0   0
АвторыШабалин Дмитрий Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID149167
АннотацияВпервые в виде схемы представлены два варианта дихотомической духовно-материальной социокультурной структуры.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, аспирантам
УДК78.03(09) (47)
ББК85.313 (2)
Структура культуры и общей семиотики // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Мат. междунар. науч. конф., Краснодар 20-23 сент. 2006 г. – Краснодар: КГУКИ, 2006. – С. 125-128. / Д.С. Шабалин .— : [Б.и.], 2006 .— 3 с. — URL: https://rucont.ru/efd/149167 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информационная культура общества и личности в XXI веке: Мат. междунар. науч. конф., Кр-р 20-23 сент. <...> Д. С. Шабалин СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕЙ СЕМИОТИКИ В настоящее время в гуманитарной отрасли науки в связи с разочарованием в действенности «единственно верного учения» образуется пустота, заполнить которую, на наш взгляд, целесообразнее всего было бы теоретически наиболее универсальным и практически успешно испытанным (в том числе, к сожалению, и против нашей страны) социологическим учением П. А. Сорокина. <...> Сорокина охватывают практически все основные области знания о человеке и обществе, философии, социологии, истории, культурологии, семиологии, искусствознания. <...> Они базируются на общих принципах, рассматриваются как компоненты одной системы, разрабатываются, соответственно, на почве одной, порождающей и обобщающей, генеративной, по его определению, науки социологии. <...> Он не приемлет ни натурализма (бихевиоризма), ограничивающегося фиксацией наблюдений над одной лишь материальной стороной явлений, ни метафизики, выстраивающей конструкции явлений из одних только чистых идей. <...> Структура, в которой выражаются «анатомическое» устройство явления и «физиологические» функции его компонентов, – это то, что человек привносит в исследования явлений и в практическую деятельность от себя, от свойств своего мышления и что в наименьшей мере искажает природные свойства самой материи. <...> Всякую, даже скрытую от восприятия, материю, гипотетическое наличие которой человек отмечает хотя бы мысленно, он пропускает через свое сознание, тем самым включая в нее компонент значения, вкладываемого деятельностью сознания. <...> Еще более идеализируются, преобразуясь в носители сознания, те материальные предметы, которые физически перерабатываются людьми. <...> Они становятся культурными ценностями, включающими в себя компонент сознательной идеи. <...> Сознание является органическим компонентом и самого субъекта, человека, составляя <...>
Структура_культуры_и_общей_семиотики__Информационная_культура_общества_и_личности_в_XXI_веке_Мат._междунар._науч._конф.,_Краснодар_20-23_сент._2006_г._–_Краснодар_КГУКИ,_2006._–_С._125-128..pdf
Опубл. в сб. Информационная культура общества и личности в XXI веке: Мат. междунар. науч. конф., Кр-р 20-23 сент. 2006 г. – Краснодар: КГУКИ, 2006. – С. 125-128. Д. С. Шабалин СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕЙ СЕМИОТИКИ В настоящее время в гуманитарной отрасли науки в связи с разочарованием в действенности «единственно верного учения» образуется пустота, заполнить которую, на наш взгляд, целесообразнее всего было бы теоретически наиболее универсальным и практически успешно испытанным (в том числе, к сожалению, и против нашей страны) социологическим учением П. А. Сорокина. Работы П. А. Сорокина охватывают практически все основные области знания о человеке и обществе, философии, социологии, истории, культурологии, семиологии, искусствознания. Они базируются на общих принципах, рассматриваются как компоненты одной системы, разрабатываются, соответственно, на почве одной, порождающей и обобщающей, генеративной, по его определению, науки социологии. П. А. Сорокин – последователь О. Конта, сторонник позитивизма. Он не приемлет ни натурализма (бихевиоризма), ограничивающегося фиксацией наблюдений над одной лишь материальной стороной явлений, ни метафизики, выстраивающей конструкции явлений из одних только чистых идей. По своему подходу к исследованиям он структуралист. Структура, в которой выражаются «анатомическое» устройство явления и «физиологические» функции его компонентов, – это то, что человек привносит в исследования явлений и в практическую деятельность от себя, от свойств своего мышления и что в наименьшей мере искажает природные свойства самой материи. Всякую, даже скрытую от восприятия, материю, гипотетическое наличие которой человек отмечает хотя бы мысленно, он пропускает через свое сознание, тем самым включая в нее компонент значения, вкладываемого деятельностью сознания. Еще более идеализируются, преобразуясь в носители сознания, те материальные предметы, которые физически перерабатываются людьми. Они становятся культурными ценностями, включающими в себя компонент сознательной идеи. Сознание является органическим компонентом и самого субъекта, человека, составляя его существенное свойство. Последние соображения не выражены у П. А. Сорокина так, как они переданы здесь. Но они вытекают из его взглядов, из содержания его работ. Моноаспектно-социологический подход позволил П. А. Сорокину создать единую систему гуманитарных знаний, базирующуюся на социологии. Но, прочно удерживаясь на точке зрения этой генерализующей науки, П. А. Сорокин, естественно, не замечал те детали, которые могут быть выявлены только с помощью техники специальных дисциплин. Фактически он отказал культурологии в праве быть самостоятельной наукой, полностью растворив ее в социологии. К социологии он относит по включению в свою область и семиологию, искусствознание, лингвистику, что представляется весьма сомнительным. Общий предмет всех этих наук представляет собой весьма сложное явление, и без задействования аппарата специальных научных методов место, функцию и внутреннее строение каждого из его компонентов в деталях выявить весьма затруднительно. Кристаллизованные продукты взаимодействия людей как устойчивые материальные и духовные культурные ценности требуют иного, культурологического подхода для своего изучения, отличного, например, от подхода в изучении по существу семиологизированной процедуры такой кристаллизации. И особенно наглядно целесообразность разделения наук показывает себя на примере существования таких вспомогательных дисциплин, как, например, палеография, предмет которой – требующие особых знаний орудия письма.
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.