Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Раскрытие византийских церовных ладов – новое решение // Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф. – Ростов н/Д.: РГК им. С.В. Рахманинова, 2004. – С. 33-54. (110,00 руб.)

0   0
АвторыШабалин Дмитрий Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц22
ID149157
АннотацияОписывается процедура дешифровки системы первичных церковных ладов октоиха.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, аспирантам
УДК78.03(09) (47)
ББК85.313 (2)
Раскрытие византийских церовных ладов – новое решение // Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф. – Ростов н/Д.: РГК им. С.В. Рахманинова, 2004. – С. 33-54. / Д.С. Шабалин .— : [Б.и.], 2004 .— 22 с. — URL: https://rucont.ru/efd/149157 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РАСКРЫТИЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ЛАДОВ – НОВОЕ РЕШЕНИЕ Византийская теория музыки до сих пор была экзотическим предметом музыкознания. <...> Ее разрабатывали очень немногие исследователи – между тем, она является родоначальницей ладового октоиха, послужившего основой для всей современной музыкальной цивилизации. <...> Причина заключается в нераскрытости византийских ладов несмотря на то, что сохранилось большое количество руководств, в которых даются их описания1. <...> Обратимся сначала к исходным данным из византийских музыкальнотеоретических руководств и сопоставим источники с выводами из них. <...> Судя по этому отрывку, можно прийти к заключению, что византийская система ладов выстраивалась из четырех первоначальных прямых ихосов, от которых обратным «оттекающим» движением были образованы четыре производных – плагальных – ихоса, причем получилось это в рамках одного тропа – полного цикла движения голоса впередвверх/назад-вниз. <...> Например, дьякон Синадин в разделе, озаглавленном «Объяснения восьми ихосов, то есть 4 плагальных и 4 прямых», своего «Иерусалимского калофонаря» в свое время писал по этому поводу следующее: «Знайте же, музыканты! <...> В восходящих фонах [переходах со ступени на ступень]3 находятся прямые [ихосы], а в нисходящих – [ихосы] плагальные. <...> И ты никогда не найдешь в восходящих фонах плагальный ихос, а в нисходящих – прямой, но в восходящих – прямые и в нисходящих – плагальные» [1, 155–156]4. <...> Из этого высказывания следует, что прямые и плагальные ихосы образуются путем «переступаний» голоса по звукоряду, причем прямые – в движении вверх, плагальные же – в обратном направлении, вниз. <...> «Знай, музыкант, что если ты возведешь одну фону от первого ихоса, 5 то обнаружишь ихос 2… Так же если ты возведешь от второго ихоса одну фону, найдешь ихос 3… Опять же и от третьего если возведешь одну фону – найдешь ихос 4… И снова если точно так же возведешь от четвертого одну фону – найдешь ихос 1… Начало плагальных <...>
Раскрытие_византийских_церовных_ладов_–_новое_решение__Старинная_музыка_сегодня_Материалы_науч.-практ._конф._–_Ростов_нД._РГК_им._С.В._Рахманинова,_2004._–_С._33-54..pdf
Опубликовано в сб.: Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф. – Ростов н/Д.: РГК им. С.В. Рахманинова, 2004. – С. 33-54 Д. Шабалин РАСКРЫТИЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ЛАДОВ – НОВОЕ РЕШЕНИЕ Византийская теория музыки до сих пор была экзотическим предметом музыкознания. Ее разрабатывали очень немногие исследователи – между тем, она является родоначальницей ладового октоиха, послужившего основой для всей современной музыкальной цивилизации. Причина заключается в нераскрытости византийских ладов несмотря на то, что сохранилось большое количество руководств, в которых даются их описания1. Обратимся сначала к исходным данным из византийских музыкальнотеоретических руководств и сопоставим источники с выводами из них. Общее объяснение восьми ихосов содержится в трактате Псевдо-Дамаскина: «Вопрос. Сколько ихосов прямых [или "собственных" – ku/rioj] 2? 33
Стр.1
Ответ. Четыре: первый, второй, третий, четвертый. От возвратного оттока [a)porroh] четырех этих рождены четыре другие – плагальные ["повернутые", "косвенные" – pla/gioj]. И так именно, как если бы от четырех первых прообразов ["прототипов" – prwto/tupwj] оказались произведенными четыре плагальных, одним и тем же оборотом [tro/poj]» [1, 458, 502]. Судя по этому отрывку, можно прийти к заключению, что византийская система ладов выстраивалась из четырех первоначальных прямых ихосов, от которых обратным «оттекающим» движением были образованы четыре производных – плагальных – ихоса, причем получилось это в рамках одного тропа – полного цикла движения голоса впередвверх/назад-вниз. Такое противоположно направленное обустройство обеих четверок ладов подтверждается и всеми другими византийскими источниками. Например, дьякон Синадин в разделе, озаглавленном «Объяснения восьми ихосов, то есть 4 плагальных и 4 прямых», своего «Иерусалимского калофонаря» в свое время писал по этому поводу следующее: «Знайте же, музыканты! В восходящих фонах [переходах со ступени на ступень]3 находятся прямые [ихосы], а в нисходящих – [ихосы] плагальные. И ты никогда не найдешь в восходящих фонах плагальный ихос, а в нисходящих – прямой, но в восходящих – прямые и в нисходящих – плагальные» [1, 155–156]4. Из этого высказывания следует, что прямые и плагальные ихосы образуются путем «переступаний» голоса по звукоряду, причем прямые – в движении вверх, плагальные же – в обратном направлении, вниз. «Знай, музыкант, что если ты возведешь одну фону от первого ихоса,5 то обнаружишь ихос 2… Так же если ты возведешь от второго ихоса одну фону, найдешь ихос 3… Опять же и от третьего если возведешь одну фону – найдешь ихос 4… И снова если точно так же возведешь от четвертого одну фону – найдешь ихос 1… Начало плагальных. Начало плагального 1. Если ты опустишь от первого плагального ихоса 1 фону, то найдешь ихос плагальный четвертого… Если от 2 плагального ихоса опустишь 1 фону, найдешь плагальный первого… Если от тяжелого ["грависа", "низкого" – baru/j] опустишь одну фону, найдешь ихос плагальный второго… Если же от плагального четвертого опустишь одну фону, найдешь ихос тяжелый… 34
Стр.2
Знай, музыкант, и то, что если от первого [прямого] ихоса опустишь 1 фону, найдешь ихос плагальный четвертого. Но если возведешь от плагального четвертого одну фону, найдешь первый ихос. Если же возведешь 1 фону от первого плагального ихоса, то найдешь второй ихос. А когда вновь опустишь от первого ихоса 1 фону, найдешь плагальный четвертого. Если возведешь 1 фону от плагального второго, найдешь третий. Когда опустишь 1 фону от четвертого ихоса, найдешь ихос тяжелый. Когда возведешь 1 фону от тяжелого, найдешь четвертый… Если возведешь 4 фоны от плагального первого ихоса, найдешь первый ихос. А от первого ихоса опустишься на 4 фоны, найдешь плагальный первого ихос. И если возведешь 4 фоны от плагального второго ихоса, найдешь второй ихос. Опустишь 4 фоны от этого второго ихоса, найдешь плагальный второго ихос. Если же возведешь 4 фоны от тяжелого ихоса, найдешь третий. Опуская от него 4 фоны, найдешь тяжелый ихос. Если возведешь 4 фоны от четвертого плагального ихоса, найдешь четвертый ихос. Опустишь 4 фоны от четвертого ихоса, найдешь ихос плагальный четвертого» [1, 157–164]. Согласно этому описанию основными признаками 1, 2, 3 и 4 ихосов служат ступени звукоряда. В восхождении они являются основаниями прямых ихосов, в нисхождении – плагальных. Эти ступени могут браться попеременно: ступень, взятая при подходе к ней в восхождении, снизу, относится к прямому ихосу. Та же самая ступень, но взятая по нисхождению, сверху, считается уже одноименной плагальной ступенью. Никаких других сведений об исконной системе ихосов во всех многочисленных византийских трактатах, в общем-то, и не приводится. Однако, как вполне резонно отмечает в своем «Объяснении искусства» Иоанн Плусиадин (вторая половина XV века), и тех весьма скудных данных, которые оставили о византийском ладовом осмогласии его древние создатели, вполне достаточно для понимания сущности системы ихосов. «Поднимаясь по ступеням плагальных ихосов, – поясняет Синадин особенности взаимоотношений ихосов, – музыкант воспроизводит прямые ихосы, в результате чего плагальный четвертого оказывается четвертым, тяжелый – третьим, плагальный второго – вторым, плагальный первого – первым. Нисходя по тем же самым, при восхождении по которым он подхватывал прямых, он, бесспорно, обнаруживает плагальные. 35
Стр.3