Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Музыкальное мышление античности // Познавая историю музыки прошлого: Сб. ст. в честь Е. В. Герцмана. – Владивосток: «Дальнаука», 2007. – С. 137-157. (110,00 руб.)

0   0
АвторыШабалин Дмитрий Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц21
ID149150
АннотацияИсследуетсяприрода ладов музыкальной античности и ихдальнейшее развитиев византийской и григорианской музыке.Представленный в данной статье в качестве типового нисходяще-восходящий мелодический контур, принятый ранеепо противоположности к современному восходяще-нисходящему типовому мелодическому контуру, в последующих работах – после установления факта стилистической идентичности античной музыки современной музыке Кавказа –заменен на однонаправленныйнисходящий тип фразировки, по настоящее время господствующий в традиционной, сохранившей античную стилистику,музыке Кавказа.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, аспирантам
УДК78.03(09) (47)
ББК85.313 (2)
Музыкальное мышление античности // Познавая историю музыки прошлого: Сб. ст. в честь Е. В. Герцмана. – Владивосток: «Дальнаука», 2007. – С. 137-157. / Д.С. Шабалин .— : [Б.и.], 2007 .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/149150 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Познавая историю музыки прошлого: Сб. ст. в честь Е. В. Герцмана / Отв. ред. <...> Музыкальное мышление античности Исследователи древней музыки, как правило, не обращают достойного внимания на существенный принцип античного музыкального мышления, каковым является нисходящая направленность звукодвижения. <...> 1 Нисходящий принцип музыкального мышления античности прямо выражен в описаниях учебно-теоретических пособий: все перечисления звуков начинаются сверху. <...> Об этом косвенно свидетельствуют рисунки поющих с поднятыми подбородками, указывающими на поднятую вверх гортань, а тем самым на преобладание в античных мелодиях высоких звуков. <...> 2 Данный принцип прямо противоположен современному принципу преобладания 137 в построении звукорядов и мелодических контуров восходяще-мажорной направленности. <...> Риман: «Зерно системы [древнегреческой теории музыки] образует гамма, представляющая полную противоположность нашей мажорной гамме. <...> 4 После исследований происхождения ладового октоиха стало ясно, что монодийные лады возникли из мелодических интонаций, служащих в произношении модусами – вперед и назад направленными интонациями, со временем оформившимися в прямое (изъявительное) и плагальные наклонения. <...> Эта природа непосредственно отражена на становлении и григорианских ладов, именуемых теми же модусами или наклонениями. <...> Античные роды пения, таким образом, относятся лишь к одному, назад направленному, то есть плагальному наклонению, оно было тогда единственным. <...> Нисходящая интонационность, господствовала в речи эллинов до времени введения в графику в III-II в. до Р. <...> Фонетическая интонационность речи с необходимостью влияет на пение, хотя эта ее роль в музыке не всегда осознается. <...> На его строе сказалась, прежде всего, интонационность древнегреческой речи: скользящее движение голоса вниз до кварты естественным образом, как бы само собой отпечатывает четыре звука с интервальными промежутками тон-тонполутон <...>
Музыкальное_мышление_античности__Познавая_историю_музыки_прошлого_Сб._ст._в_честь_Е._В._Герцмана._–_Владивосток_«Дальнаука»,_2007._–_С._137-157..pdf
Опубликовано в сб. Познавая историю музыки прошлого: Сб. ст. в честь Е. В. Герцмана / Отв. ред. Е.М. Алкон. - Владивосток: «Дальнаука», 2007. – С. 137-157. Шабалин Д.С. Музыкальное мышление античности Исследователи древней музыки, как правило, не обращают достойного внимания на существенный принцип античного музыкального мышления, каковым является нисходящая направленность звукодвижения. 1 Нисходящий принцип музыкального мышления античности прямо выражен в описаниях учебно-теоретических пособий: все перечисления звуков начинаются сверху. По-видимому, и контуры мелодических построений начинались и заканчивалась наверху, сопровождаясь соответствующей интонационной семантикой движения к кульминационной неустойчивости не вверх, а вниз. Об этом косвенно свидетельствуют рисунки поющих с поднятыми подбородками, указывающими на поднятую вверх гортань, а тем самым на преобладание в античных мелодиях высоких звуков. 2 Данный принцип прямо противоположен современному принципу преобладания 137
Стр.1
в построении звукорядов и мелодических контуров восходяще-мажорной направленности. Это не просто результат действия стихийно сформировавшейся традиции. Ему соответствует уходящая вверх, к напряженности, и возвращающаяся вниз в устойчивое состояние вопросо-ответная речевая интонация. Интонационная логика античности была противоположной современным восходящее-мажорным музыкальным представлениям. На противоположность музыкальных понятий эллинов нашим понятиям обратил внимание Х. Риман: «Зерно системы [древнегреческой теории музыки] образует гамма, представляющая полную противоположность нашей мажорной гамме. Греки представляли себе гамму идущей сверху вниз, тогда как мы привыкли представлять себе мажорную гамму идущей снизу вверх… Средняя октава у греков соответствовала нашему e'-e, что… составляет противоположность нашей мажорной гамме с-с'». 3 Эту особенность античного музыкального мышления Х. Риман называет «минорным восприятием греков», причисляя к нему также арабов и персов. В Византии, по его мнению, оно было постепенно вытеснено «мажорным восприятием». 4 После исследований происхождения ладового октоиха стало ясно, что монодийные лады возникли из мелодических интонаций, служащих в произношении модусами – вперед и назад направленными интонациями, со временем оформившимися в прямое (изъявительное) и плагальные наклонения. Эта природа непосредственно отражена на становлении и григорианских ладов, именуемых теми же модусами или наклонениями. Античные роды пения, таким образом, относятся лишь к одному, назад направленному, то есть плагальному наклонению, оно было тогда единственным. Нисходящая интонационность, господствовала в речи эллинов до времени введения в графику в III-II в. до Р. Х. просодических знаков, когда в их речи сформировалось уравновешенное двунаправленное, восходященисходящеее, интонирование. Фонетическая интонационность речи с необходимостью влияет на пение, хотя эта ее роль в музыке не всегда осознается. Наблюдается она в наше время в кавказском, в частности, в адыгском, песенном фольклоре. 5 Прием построения мелодий вниз-вверх с «отрицательной» вопросо-ответной структурой в соответствии с природным минорным наклонением довольно широко использовлось в европейской музыке XVIII в., в произведениях Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского. 138
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ