д.т.н., профессор МГУКИ
О показателях развития информационного общества в сфере
культуры
Введение
.Дигитализация (переход в цифровую форму) информационного пространства
культуры стала свершившимся фактом. <...> При этом доля цифровых форм как в
производстве, так и в потреблении объектов культуры все время возрастает. <...> Важной особенностью этих процессов стала дифференциация правового и
социально-экономического поведения трех основных типов акторов сферы культуры:
государственного, частного и общественного секторов. <...> Развитие культуры в Интернете
Основной средой распространения и потребления цифровых форм объектов культуры
сегодня стал Интернет
Общим показателем
продуктивности использования ИКТ в культуре при этом
включающим все три сектора сферы культуры (государственный, коммерческий и
общественный) может быть количество веб-сайтов в сфере культуры созданных в
регионе, Эти данные могут быть представлены на основе ведущегося в настоящее время
каталога российских веб-сайтов, который ведет компания Яндекс. <...> Общее количество
сайтов в сфере культуры в этом каталоге по состоянию на май 2009 г. составляет 12 752,
В том числе число сайтов, отнесенных к региональным, составляет:
Россия (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) - 4171,
Москва -1810,
СНГ - 777,
Санкт-Петербург – 575
Дальнее зарубежье -186
На рис. <...> 1 представлено количество сайтов в сфере культуры по федеральным
округам, а также Москве и Санкт-Петербурге, отраженных в этом каталоге
1
// А.Б. Долгин. <...> 2
Электронный ресурс http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Culture/
1
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Москв а
1810
Санкт-Петербу рг
575
Прив олжский
415
Центральный (без Москв ы)
347
Сибирский
288
Сев еро-Западный (без Санкт-Петербу рга)
233
Уральский
165
Южный
142
Дальнев осточный
95
0
200
400
600
800
1000
1200
1400
1600
1800
Рис 1 Распределение веб-сайтов в сфере культуры по федеральным округам, а также
городам Москва и Санкт-Петербург . <...> Представляет интерес также тематическая структура веб-сайтов по культуре <...>
О показателях развития ИКТ.pdf
А.Б. Антопольский
д.т.н., профессор МГУКИ
О показателях развития информационного общества в сфере
культуры
Введение
.Дигитализация (переход в цифровую форму) информационного пространства
культуры стала свершившимся фактом. Книги, периодика, музыкальные произведения,
телевизионные передачи,
кинофильмы, фотографии, другие произведения
изобразительного искусства распространяются и потребляются в цифровом виде в
масштабах, по крайней мере не уступающих традиционным формам, а во многих случаях
– превышающих традиционные формы. При этом доля цифровых форм как в
производстве, так и в потреблении объектов культуры все время возрастает. Это
приводит к существенным изменениям социально-экономических аспектов отрасли
культуры. Подробно эти вопросы рассмотрены в фундаментальной монографии А.Б.
Долгина1. Важной особенностью этих процессов стала дифференциация правового и
социально-экономического поведения трех основных типов акторов сферы культуры:
государственного, частного и общественного секторов.
В то же время эти процессы практически не отражаются в современной
статистической отчетности, что резко снижает качество управления отраслью и
эффективность инвестиций. Необходима разработка системы показателей, отражающих
реальное состояние дел в отрасли. В частности для бюджетного сектора культуры эти
показатели необходимы для организации индикативного бюджетирования, что было
одной из целей административной реформы 2004-2005 гг..
Развитие культуры в Интернете
Основной средой распространения и потребления цифровых форм объектов культуры
сегодня стал Интернет
Общим показателем продуктивности использования ИКТ в культуре при этом
включающим все три сектора сферы культуры (государственный, коммерческий и
общественный) может быть количество веб-сайтов в сфере культуры созданных в
регионе, Эти данные могут быть представлены на основе ведущегося в настоящее время
каталога российских веб-сайтов, который ведет компания Яндекс.2. Общее количество
сайтов в сфере культуры в этом каталоге по состоянию на май 2009 г. составляет 12 752,
В том числе число сайтов, отнесенных к региональным,
составляет:
Россия (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) - 4171,
Москва -1810,
СНГ - 777,
Санкт-Петербург – 575
Дальнее зарубежье -186
На рис. 1 представлено количество сайтов в сфере культуры по федеральным
округам, а также Москве и Санкт-Петербурге, отраженных в этом каталоге
1 // А.Б. Долгин. Экономика символического обмена.2-е изд.доп.- «Прагматика культуры» Институт
экономики культуры М .-2007.-649 с.
2 Электронный ресурс http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Culture/
1
Стр.1