Т. С. Петрова
Филологический анализ текста
Учебно-методические материалы
Шуя 2005
УДК 378
ББК 74. <...> 586
П 31
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Филологический анализ текста. <...> Учебно-методические материалы дисциплины
федерального компонента для специальностей Русский язык и литература; Русский язык и
литература с дополнительной специальностью. <...> Соотношение плана автора и персонажа в повествовании от 3-го лица (А. Солженицын <...> Время и пространство в структуре повествования
(А. Чехов <...> Интертекстуальное начало и особенности хронотопа
в комплексном анализе текста (И. Бунин <...> Языковые единицы разных уровней в системе стихотворения. <...> Цель: углубить представление об основных характеристиках текста; рассмотреть возможные
подходы к анализу текста, субъектная организация которого определяется одной точкой зрения. <...> Текстообразующие факторы (концептуальная направленность, характер художественной
идеи, жанровая и стилевая обусловленность, авторская индивидуальность, субъектная
организация). <...> Практическое задание
Вариант 1
Проанализируйте структуру повествования от 1-го лица в рассказе И.Бунина <...> Прочитайте рассказ Бунина «Антоновские яблоки» и выявите его основную
направленность ( что стремится передать автор). <...> Проследите развитие ключевых образов и отражение авторской позиции в каждой части,
учитывая:
- микротему и структуру части, функционально-смысловые типы, формирующие ее;
- движение ключевых образов и средства их создания;
- средства выражения авторской позиции, эмоционально-оценочного плана (прямое и
косвенное выражение);
- роль каждой части в художественно-образном строе всего рассказа. <...> Пронаблюдайте единство всех частей в художественной системе рассказа (структурное,
образное, эмоционально-оценочное). <...> Вариант 2
Проанализируйте структуру <...>
Филологический_анализ_текста._.pdf
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Кафедра русского языка и методики обучения
Т. С. Петрова
Филологический анализ текста
Учебно-методические материалы
Шуя 2005
Стр.1
УДК 378
ББК 74. 586
П 31
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Филологический анализ
текста. Учебно-методические материалы дисциплины
федерального компонента для специальностей Русский язык и литература; Русский язык и
литература с дополнительной специальностью. – Шуя: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ»,
2004. – с.
Рецензент:
Учебно-методические материалы по дисциплине федерального компонента
«Филологический анализ текста» составлены с целью методического обеспечения курса в
соответствии с авторской программой доц. Петровой Т.С. Материалы адресованы
преподавателям и студентам, изучающим дисциплину, а также могут быть востребованы
школьными учителями русского языка и литературы.
ББК 74. 586
© Т.С. Петрова
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005
Стр.2
Оглавление
Раздел 1. Анализ прозаического текста.
Занятие 1 – 2. Текст как объект филологического исследования.
Анализ текста, определяющегося одной точкой зрения.
Занятие 3. Соотношение плана автора и персонажа в повествовании от 3-го лица (А. Солженицын.
Как жаль).
Занятие 4. Время и пространство в структуре повествования
(А. Чехов. Крыжовник).
Занятие 5. Интертекстуальность как текстовый фактор (А. Чехов. Студент).
Занятие 6. Интертекстуальное начало и особенности хронотопа
в комплексном анализе текста (И. Бунин. Косцы).
Занятие 7 – 8. Комплексный анализ прозаического текста
(И. Тургенев. Касьян с Красивой мечи. Свидание).
Раздел 2. Анализ поэтического текста.
Занятие 9. Особенности поэтического текста.
Языковые единицы разных уровней в системе стихотворения.
Занятие 10. Композиция стихотворения как фактор его целостности. Семантико-композиционное
единство стихотворения.
Занятие 11. Роль образных средств в реализации поэтического смысла. Взаимодействие тропов в
поэтическом тексте.
Занятие 12. Стилистический фактор в поэтическом тексте.
Уровневый анализ стихотворения.
Занятие 13. Мотив как ведущая художественная идея в стихотворении
и образ как форма его воплощения. Анализ на основе концептуального представления мотива.
Занятие 14. Комплексный анализ стихотворения.
Занятие 15. Сравнительный анализ стихотворения. Интертекстуальное начало в поэтическом
тексте.
Раздел 3. Анализ драматического текста.
Занятие 16. Особенности драматического текста и его анализа.
Занятие 17 – 18. Художественно-образный строй драмы. Соотношение автор – персонаж в драме.
Занятие 19. Приемы и средства создания художественного целого в традиционной и новой драме.
Материалы к контрольным работам.
Материалы к зачету.
Литература.
Пояснительная записка
Материалы предназначены для методического обеспечения курса «Филологический анализ
текста», входящего в федеральный компонент для специальностей 032900 Русский язык и
литература и 032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью.
Учебно-методические материалы разработаны в соответствии с авторской программой
доц. Т. С. Петровой. Программа соотнесена с новым государственным образовательным
стандартом (2000).
Практическая направленность курса определяет основу учебных материалов, которые
включают в себя тематические задания к практическим занятиям, материалы контрольных
работ и списки зачетных текстов, которые могут корректироваться преподавателем в
соответствии с интересами и возможностями студентов. В подборе литературы учитывалась
актуальность изданий и доступность их студентам.
Стр.4