С.Машинский
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ
**************************************
Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 5 т.
М., Правда, 1966; (библиотека "Огонек")
Том 1. -- Семейная хроника; Детские годы
Багрова-внука. -- 599 с. -- с. 3-54.
OCR: sad369 (13.06.2006).
**************************************
Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог -- таким вошел в сердце русского
читателя автор "Семейной хроники" и "Детских годов Багрова-внука".
В истории нашей отечественной литературы Аксаков занимает видное место. Прочитав однажды в
журнале отрывок из "Семейной хроники", Чернышевский заметил, что в ней "много правды", что "правда
эта чувствуется на каждой странице". Можно было бы добавить -- и на многих страницах других
произведений писателя.
С. Т. Аксаков -- трудный для осмысления художник. Да и творческий путь его -- одно из самых
сложных явлений в истории русской литературы. Нет другого примера, когда бы начало и завершение
пути писателя были столь различны. И, однако же, нет большей ошибки, чем та, которую допускали
исследователи, безоговорочно противопоставлявшие позднего Аксакова -- раннему, не желавшие видеть
мучительно долгий, трудный, но неуклонный процесс вызревания реалистического таланта писателя.
Сколь бы существенно поздний Аксаков ни отличался от Аксакова 20-х -- начала 30-х годов, когда
родом его литературных занятий была преимущественно критика, все же есть несомненная внутренняя
связь между этими двумя этапами литературной биографии писателя. Юность Аксакова протекала в
первое десятилетие XIX века. Он восторгался Шишковым и вместе с тем, как это ни странно, сочинял
стихи в духе сентиментальных идиллий Карамзина. Пока еще ничто не предсказывало будущего
Аксакова, не предвещало в нем даже возможности крупного дарования. Но к 20-м годам в статьях
Аксакова начинает пробиваться пытливая, острая мысль, знаменовавшая начало пути, который много лет
спустя привел писателя к вершинам реалистического искусства.
Имя Аксакова стало известно всей читающей России в конце 40-х годов, то есть когда жизнь
писателя приближалась к шестому десятку. Периодом расцвета его реалистического таланта стало
последнее десятилетие жизни. В условиях глубокого кризиса, переживаемого в середине прошлого века
феодально-крепостническим строем, художественные произведения Аксакова давали превосходный
материал для обличения различных сторон помещичьего быта, крепостнической действительности в
целом. Именно в этом направлении широко использовал аксаковские произведения Добролюбов.
Усвоив многое от реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Аксаков обогатил эти традиции
своим собственным художественным опытом и в немалой степени содействовал дальнейшему развитию
русской классической литературы.
1
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября н. с.) 1791 года в Уфе. Отец его -чиновник
уфимского земского суда -- принадлежал к небогатой, но старинной дворянской семье, мать -дочь
товарища наместника Уфимского края. В "Семейной хронике" и "Детских годах Багрова-внука"
Аксаков подробно воссоздает сложную и не лишенную внутреннего драматизма историю отношений
своего отца -- влюбленного в природу, слабовольного, тихого, застенчивого, малообразованного человека
-- и матери -- губернской красавицы, выросшей в чиновничье-аристократической среде, властной, умной,
начитанной женщины. Этот внутрисемейный контраст немало отразился на условиях воспитания
будущего писателя.
Детские годы Аксаков провел в Уфе и дедовском имении Ново-Аксакове, в широком раздолье
степных просторов Заволжья. Он унаследовал от отца живую, поэтическую страсть к природе. Лодка,
удочка, а вскоре и ружье начинают заполнять жизнь Аксакова.
Девяти лет от роду Аксакова привозят в Казань и отдают в гимназию казеннокоштным
Стр.1