А.Н.НОВИКОВ, О.А.ИВАЩУК, В.В.ВАСИЛЬЕВА
ПУТИ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА КАЧЕСТВО
АКУСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются основные аспекты управления качеством
акустической среды в зоне влияния автомобильных дорог на основе двухуровневой
автоматизированной системы экологического мониторинга. <...> Проблема шумового
загрязнения рассмотрена в системном представлении, которое позволило выделить
управляемые и неуправляемые факторы, формирующие уровень негативного воздействия,
определить
объекты
экологического
мониторинга. <...> Приведены
результаты
математического моделирования, осуществленного на основе аппарата искусственных
нейронных сетей. <...> Проводимые в последние годы исследования, показывают, что
шум, вызываемый движением автотранспорта, является основным
источником акустического дискомфорта для населения городов [ 1 ]. <...> Постоянная шумовая нагрузка может привести к серьезным
нарушениям механизма слуха, которые возникают уже при уровне
непрерывной звуковой нагрузки в 85 дБА. <...> Такой шум создают
транспортные потоки, движущиеся по автодорогам города. <...> Установлено,
что после кратковременного воздействия высокого уровня шума острота
слуха у человека снижается временно и незначительно, но при повторном
и длительном воздействии сенсорные клетки повреждаются серьезно и
генерировать их невозможно [2]. <...> Шумовое воздействие способно вызвать
звон в ушах, а также так называемый тиннитус - односторонний или
двусторонний шум в виде самых разнообразных звуков, не имеющих
внешнего источника. <...> Врачи полагают, что степень поражения клеток
внутреннего уха зависит как от индивидуальной предрасположенности,
так и от общего состояния здоровья человека. <...> Сильный шум способен
привести к нервным и психическим заболеваниям. <...> У человека,
подвергающегося ежедневно в течение нескольких лет воздействию шума
интенсивностью
65-85
дБА,
может
развиться
патология
сердечнососудистой <...>
Пути_снижения_негативного_воздействия_автотранспортных_потоков_на_качество_акустической_среды_.pdf
Мир транспорта и технологических машин 2009
УДК 502.175:681.518.3:534.836.2
А.Н.НОВИКОВ, О.А.ИВАЩУК, В.В.ВАСИЛЬЕВА
ПУТИ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА КАЧЕСТВО
АКУСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются основные аспекты управления качеством
акустической среды в зоне влияния автомобильных дорог на основе двухуровневой
автоматизированной системы экологического мониторинга. Проблема шумового
загрязнения рассмотрена в системном представлении, которое позволило выделить
управляемые и неуправляемые факторы, формирующие уровень негативного воздействия,
определить объекты экологического мониторинга. Приведены
результаты
математического моделирования, осуществленного на основе аппарата искусственных
нейронных сетей.
Проводимые в последние годы исследования, показывают, что
шум, вызываемый движением автотранспорта, является основным
источником акустического дискомфорта для населения городов [ 1 ].
Постоянная шумовая нагрузка может привести к серьезным
нарушениям механизма слуха, которые возникают уже при уровне
непрерывной звуковой нагрузки в 85 дБА. Такой шум создают
транспортные потоки, движущиеся по автодорогам города. Установлено,
что после кратковременного воздействия высокого уровня шума острота
слуха у человека снижается временно и незначительно, но при повторном
и длительном воздействии сенсорные клетки повреждаются серьезно и
генерировать их невозможно [2]. Шумовое воздействие способно вызвать
звон в ушах, а также так называемый тиннитус - односторонний или
двусторонний шум в виде самых разнообразных звуков, не имеющих
внешнего источника. Врачи полагают, что степень поражения клеток
внутреннего уха зависит как от индивидуальной предрасположенности,
так и от общего состояния здоровья человека. Сильный шум способен
привести к нервным и психическим заболеваниям. У человека,
подвергающегося ежедневно в течение нескольких лет воздействию шума
интенсивностью 65-85
дБА,
может
развиться
патология
сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта.
Следует отметить, что шумовое воздействие учитывается при
исследовании техногенного загрязнения природной среды гораздо реже,
чем, например, вредные химические выбросы в атмосферный воздух. В г.
Орле, как и во многих других городах России, не проводятся измерения
уровня шума, по крайней мере, целенаправленный мониторинг в этой
области отсутствует.
Согласно ГОСТ 23337-78 «Шум. Методы измерения шума на
селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий»
и ГОСТ 12.1.036-81 «Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных
зданиях» предельно допустимый уровень шума составляет 60-75 дБА. Его
превышение на каждые 1-3 дБА снижает производительность труда, как
107
Стр.1