Учебный курс «Ценообразование» опирается на базовый уровень знаний,
полученный при изучении курсов «Микроэкономика», «Маркетинг»,
«Экономика предприятия», «Экономическая статистика». <...> Понятие ценообразования и его основные принципы
в рыночной экономике
Ценообразование – это процесс формирования цен, определение их
уровней, структуры и динамики. <...> 1)
централизованная,
которая
предполагает
формирование
цен
государственными органами, и 2) рыночная, основанная на базе
взаимодействия спроса и предложения. <...> Установление цен на основе затрат труда, своевременное отражение в
системе цен изменений затрат труда и их пропорций. <...> Решение социально-экономических задач:
- преодоление существенных различий между городом и деревней;
- неуклонный рост реальных доходов населения;
- улучшение условий труда и быта;
- создание механизма закупочных цен и цен на средства производства,
реализуемые колхозам и совхозам;
- обеспечение стабильности уровня государственных розничных цен на
основные товары и снижение цен на отдельные товары;
- установление льготных цен на товары и услуги особой социальной
важности. <...> Установление цен с учетом общей суммы затрат. <...> Оно
опирается на исследование рынка, состояние производственных мощностей,
кадровый состав и многие другие факторы, влияющие на уровень цен. <...> Она трактуется как:
- денежное выражение стоимости;
- количественное соотношение спроса и предложения;
- сумма денег за товар;
- денежное выражение качества;
- ценность товара;
6
- инструмент конкуренции и т.д. <...> Теоретические
исследования сторонников классической школы сформировали подходы,
соответствующие затратному ценообразованию. <...> 7
Таблица 1.1
Трактовка цены различными экономическими учениями
Наименование
Авторы
Краткое содержание
теории
Определение цены, базирующееся на теориях стоимости
(как величины затрат на что-либо)
Стоимость
рассматривается
как
Трудовая теория
Адам Смит, Шотландия,
объективная реальность <...>
Ценообразование.pdf
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ивановский государственный химико-технологический университет
Е.Г. Белоконская
Ценообразование
Учебное пособие
Иваново 2009
Стр.2
УДК 338.5 (07)
ББК 65.25.Я7
Белоконская, Е.Г. Ценообразование: учебное пособие / Е.Г.Белоконская;
Иван.гос.хим-технол.ун-т. – Иваново, 2009. – 103 с. – ISBN 978-5-9616-0310-1
Излагаются теоретические вопросы ценообразования, раскрывается
сущность понятия «цена». Описываются наиболее распространенные
стратегии и тактические приемы ценообразования. Рассматриваются вопросы
государственного ценообразования и управления элементами цены.
Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения по
специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии», а также
для преподавателей и специалистов.
Табл. 5. Ил. 14. Библиогр.: 9 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО
Ивановского государственного химико-технологического университета.
Рецензенты:
кафедра менеджмента и маркетинга Ивановского государственного
энергетического университета;
доктор экономических
наук А.Г. Кайгородов (Ивановский
государственный университет).
ISBN 978-5-9616-0310-1
© Белоконская Е.Г., 2009
© ГОУ ВПО Ивановский государственный
химико-технологический университет, 2009
Стр.3
Оглавление
Введение
1.
Теоретические основы ценообразования
1.1. Понятие ценообразования и его основные принципы в рыночной экономике
1.2. Цена как экономическая категория
1.3. Функции цены
1.4. Факторы ценообразования
1.5. Принципы ценообразования
1.6. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Контрольные вопросы
Тесты
2. Система цен и их классификация
2.1. Система цен
2.2. Классификация цен
Контрольные вопросы
Тесты
Задачи
3. Ценовая политика и стратегия
3.1. Ценовая политика. Понятие и цели
3.2. Ценовая стратегия. Основные элементы и этапы разработки
3.3. Основные типы ценовых стратегий
3.4. Этапы процесса ценообразования
Контрольные вопросы
Тесты
Задача
4. Выбор метода ценообразования
4.1. Основные концептуальные подходы к ценообразованию
4.2. Методы ценообразования
4.2.1. Затратные методы ценообразования
4.2.2. Рыночные методы ценообразования
4.2.3. Нормативно-параметрические методы ценообразования
4.2.4. Принятие решения об уровне цены
Контрольные вопросы
Тесты
Задачи
5.
Тактика ценообразования
Контрольные вопросы
Тесты
Задачи
6.
Государственное регулирование цен
6.1. Цели и методы государственного регулирования цен
6.2. Нормативно-законодательная база отечественного ценообразования
6.3. Уровни и способы (формы) прямого регулирования цен
Контрольные вопросы
Тесты
Глоссарий
Ответы на задания по самоконтролю
Список литературы
Приложение
3
4
5
5
6
11
14
16
17
22
22
23
23
24
33
33
34
36
36
37
40
44
45
45
46
47
47
50
50
60
66
68
69
70
70
71
76
76
77
79
79
82
84
86
86
87
94
95
96
Стр.4
Учебное издание
Белоконская Елена Геннадьевна
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Учебное пособие
Редактор О.А. Соловьева
Подписано в печать 6.05.2009. Формат 60×84 1/16. Бумага писчая.
Усл. печ. л. 6,05. Уч.-изд. л. 6,71. Тираж 150 экз. Заказ
ГОУ ВПО Ивановский государственный
химико-технологический университет
Отпечатано на полиграфическом оборудовании
кафедры экономики и финансов ГОУ ВПО «ИГХТУ»
153000, г. Иваново, пр. Ф. Энгельса,7
Стр.104