Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Построение цветовых композиций с помощью компьютерных графических программ (190,00 руб.)

0   0
АвторыЛещева О.А.
ИздательствоИвановский государственный химико-технологический университет
Страниц80
ID142069
АннотацияВ теоретической части изложены свойства цвета и света, методы оценки цвета, основные цветовые модели. Графический пакет Photoshop CS позволяет наглядно продемонстрировать принципы образования цвета методами субтрактивного и аддитивного смешения, практически ознакомиться с основами трехмерного представления цвета в системах CMYK, CIELAB и RGB, получить представление о возможности построения различных композиций, цветовых гармоний, а также имитировать различные визуальные эффекты. Предназначено для студентов химиков-технологов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 240202 Химическая технология и оборудование отделочного производства по дисциплине Текстильное колорирование, усвоившим теоретические основы цветоведения, приемы создания гармоничных сочетаний цветов, и желающим повысить свою профессиональную грамотность в области практической колористики с использованием прогрессивных компьютерных графических программ
Построение цветовых композиций с помощью компьютерных графических программ : Практикум / О.А. Лещева .— Иваново : Ивановский государственный химико-технологический университет, 2008 .— 80 с. — Кафедра химической технологии волокнистых материалов .— URL: https://rucont.ru/efd/142069 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.А. Лещева, О.В. Козлова ПОСТРОЕНИЕ ЦВЕТОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОГРАММ Лабораторный практикум к курсу «Текстильное колорирование» Иваново 2008 УДК 677.027 Лещева, О.А. Построение цветовых композиций с помощью компьютерных графических программ: лаборат. практикум. <...> В теоретической части изложены свойства цвета и света, методы оценки цвета, основные цветовые модели. <...> Графический пакет Photoshop CS позволяет наглядно продемонстрировать принципы образования цвета методами субтрактивного и аддитивного смешения, практически ознакомиться с основами трехмерного представления цвета в системах CMYK, CIELAB и RGB, получить представление о возможности построения различных композиций, цветовых гармоний, а также имитировать различные визуальные эффекты. <...> Предназначено для студентов химиков-технологов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 240202 «Химическая технология и оборудование отделочного производства» » по дисциплине «Текстильное колорирование», усвоившим теоретические основы цветоведения, приемы создания гармоничных сочетаний цветов, и желающим повысить свою профессиональную грамотность в области практической колористики с использованием прогрессивных компьютерных графических программ, а также для специалистов предприятий и организаций. <...> Программы Adobe Photoshop CS, Paint и др. являются многофункциональными базовыми редакторами в компьютерной графике, которая в современном мире очень популярна, востребована в сферах рекламы, полиграфии, web-дизайна и, конечно, они незаменимы в практической колористике. <...> Графический пакет Photoshop CS позволяет наглядно продемонстрировать принципы образования цвета методами субтрактивного и аддитивного смешения, практически ознакомиться с основами трехмерного представления цвета в системах CMYK, CIELAB и RGB, получить представление о возможности построения различных композиций, цветовых гармоний, а также имитировать различные визуальные <...>
Построение_цветовых_композиций_с_помощью_компьютерных_графических_программ.pdf
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановский государственный химико-технологический университет О.А. Лещева, О.В. Козлова ПОСТРОЕНИЕ ЦВЕТОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОГРАММ Лабораторный практикум к курсу «Текстильное колорирование» Иваново 2008
Стр.1
УДК 677.027 Лещева, О.А. Построение цветовых композиций с помощью компьютерных графических программ: лаборат. практикум. / О.А. Лещева, О.В. Козлова; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2008. – 80 с. ISBN 978-5-9616-0266-1. В теоретической части изложены свойства цвета и света, методы оценки цвета, основные цветовые модели. Графический пакет Photoshop CS позволяет наглядно продемонстрировать принципы образования цвета методами субтрактивного и аддитивного смешения, практически ознакомиться с основами трехмерного представления цвета в системах CMYK, CIELAB и RGB, получить представление о возможности построения различных композиций, цветовых гармоний, а также имитировать различные визуальные эффекты. Предназначено для студентов химиков-технологов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 240202 «Химическая технология и оборудование отделочного производства» » по дисциплине «Текстильное колорирование», усвоившим теоретические основы цветоведения, приемы создания гармоничных сочетаний цветов, и желающим повысить свою профессиональную грамотность в области практической колористики с использованием прогрессивных компьютерных графических программ, а также для специалистов предприятий и организаций. Табл. 4. Ил. 61. Библ.: 16 назв. Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного химико-технологического университета. Рецензенты: кафедра химии Ивановского государственного университета технологии и сервиса; доктор технических наук, профессор А.П. Морыганов (Институт химии растворов РАН, г Иваново). © Лещева О.А., Козлова О.В., 2008 ISBN 978-5-9616-0266-1 © ГОУ ВПО Ивановский государственный химико-технологический университет, 2008 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Система лабораторно - практических упражнений, включающая различные прикладные программы, направлена на развитие творческих способностей студентов. Компьютерная технология – это источник новых возможностей, ведущих к появлению новых профессиональных умений и навыков, потребность которых на рынке труда возрастает. Программы Adobe Photoshop CS, Paint и др. являются многофункциональными базовыми редакторами в компьютерной графике, которая в современном мире очень популярна, востребована в сферах рекламы, полиграфии, web-дизайна и, конечно, они незаменимы в практической колористике. С помощью графической программы Paint можно создавать простые или сложные рисунки, делая их черными или цветными, трансформировать форму объекта, подбирать цвет и множество оттенков, выполнять сложные графические построения, анимировать изображения и др. Графический пакет Photoshop CS позволяет наглядно продемонстрировать принципы образования цвета методами субтрактивного и аддитивного смешения, практически ознакомиться с основами трехмерного представления цвета в системах CMYK, CIELAB и RGB, получить представление о возможности построения различных композиций, цветовых гармоний, а также имитировать различные визуальные эффекты. Следует отметить, что на основе данного программного обеспечения построено изучение технологических приемов печати с использованием сетчатых шаблонов и дизайна текстильного рисунка. Использование информационных технологий позволит значительно повысить качество подготовки студентов и уровень их знаний и навыков. Творческое мышление - это синтетическая деятельность, применение же компьютера алгоритмизирует процесс создания целостного образа. Соединение двух способов мышления (синте3
Стр.3
тического и аналитического) формирует способности к художественному самовыражению (ткачество, отделка, дизайн). Порядок прохождения лабораторного практикума Все лабораторные работы выполняются на ПВЭМ в среде графических программ - «Adobe Photoshop 8.0 CS», «Adobe Photoshop 8.0 CS 3», Paint. Перед началом работы студент должен изучить теоретические основы курса «Текстильное колорирование» и методику реализации его в прикладной программе, а также ознакомиться со списком рекомендуемой литературы. Отчет по лабораторной работе должен быть представлен в виде распечатанных на принтере черно-белых и/или цветных изображений, рисунков (композиций) экрана ПВЭМ, максимально раскрывающих суть темы и демонстрирующих применяемость теоретических выкладок на практике. 4
Стр.4
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЦВЕТА Цвет - это характеристика светового стимула (источника света или предмета), вызывающего определенное зрительное ощущение. Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого света заключены в интервале от 380 до 780 нм. В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы: 1) коротко-волновая (380-500 н.м.), в которую входят фиолетовые, сине-фиолетовые, синие и голубые цвета; 2) средне-волновая (500-600 н.м.), в которую входят зеленоголубые, зеленые, желто-зеленые, желтые, желтооранжевые и оранжевые цвета; 3) длинно-волновая (700-760 н.м.), в которую входят оранжевые, красно-оранжевые и красные цвета. Существующие в природе цвета делятся на ахроматические и хроматические. К группе ахроматических относятся все белые, черные и промежуточные между ними серые цвета. Группа хроматических цветов включает в себя все цвета спектра, а также цвета, которых нет в спектре, но являются результатом смешения спектральных цветов - золотистые, табачные, терракотовые, пурпурные и т.п. Каждый цвет характеризуется тремя основными показателями - цветовым тоном, насыщенностью (чистотой) и светлотой. Всё цветовое пространство можно представить в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя – черный (рис.1). По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. Заштрихованный 5
Стр.5
треугольник (рис.1а) представляет собой местоположение цветов одного цветового тона, в данном случае показан теневой ряд желтого цвета. Цвета теневого ряда отличаются друг от друга светлотой и насыщенностью. а Рис. 1 В теневом ряду все цвета, расположенные по образующим конусов, по мере приближения к белому цвету, осветляются, а к черному – затемняются, превращаясь в конечном итоге в белый или черный цвета соответственно. Цвета, расположенные в основании конусов, с приближением к ахроматической оси теряют свою насыщенность. На рис.1б представлен один из 24 теневых треугольников, составленных Оствальдом. Равносторонний треугольник составлен из 36 квадратов желтого цвета, одинаковых по цветовому тону и отличающихся по светлоте и насыщенности цвета. В его вершинах находятся хроматические белый и черный цвета, а по сторонам – ступени от хроматического цвета до белого, от белого до черного и от черного до хроматического. Для художников такой альбом с наличием всех основных цветов и с различием их по светлоте и насыщенности, несомненно, представляет определенный интерес. 6 б
Стр.6
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли в силу ассоциации с характерным цветом тел: песочный, изумрудный, шоколадный, коралловый, сливовый, вишневый. Цветовой тон - характеристика, определяющая оттенок цвета по отношению к основному цвету спектра, то есть цветовой тон показывает местоположение в спектре и собственно определяет сам цвет. Насыщенность (чистота) цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого. Степень насыщенности цвета определяется степенью присутствия в оттенке чистого цвета или степени приближения этого цвета к монохроматическому с такой же длиной волны. Синонимами насыщенности могут служить "интенсивность", "хроматичность". Цветовой тон + Насыщенность = Цветность Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности. Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, зеленый – салатовым. Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Последние различаются между собой только по светлоте. Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем и их светлоту. Например, желтый лимон нам кажется всегда светлее синей скатерти. Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом. Чем меньше насыщенность хроматического цвета, тем ближе он к ахроматическому цвету, и тем легче найти соответствующий ему по светлоте ахроматический цвет. Начало и конец ахроматического ряда – это белое и черное. Яркость - степень присутствия в цвете черного или белого. Слева голубой цвет близок к белому, поэтому он "яркий". Справа 7
Стр.7
(рис.2) цвет близок к черному, поэтому смотрится более "темным". Рис. 2 В обиходном понимании разницу между яркостью и светлотой трудно различить, и оба эти понятия рассматриваются почти как эквивалентные. Однако можно заметить некоторое различие в употреблении этих терминов, которое отражает и различие этих двух феноменов. Как правило, слово "яркость" употребляют для характеристики особенно светлых поверхностей, сильно освещенных и отражающих большое количество света. Термин "яркость" также нередко служит для характеристики цвета, когда имеются в виду такие его качества, как насыщенность или чистота. Наконец, термин "яркость" преимущественно употребляется для характеристики источников света. В естественнонаучной теории цвета различие между терминами "яркость" и "светлота" достаточно четко определено. Светлота это ощущение яркости, в котором важную роль играют конкретные условия индивидуального психофизического восприятия цвета. Одна и та же физическая, объективная яркость может вызывать различные ощущения светлоты, и, наоборот, одна и та же светлота может соответствовать различным степеням яркости. Относительная яркость (коэффициент отражения) определяется как отношение светового потока, отраженного от данной поверхности, к потоку, падающему на неё. Этот коэффициент можно определить при помощи рефлексометра, сравнительного фотометра или приблизительно – по таблицам коэффициентов отражения для различно окрашенных поверхностей. Значения коэффициентов отражения для следующих цветов лежат в пределах, %: белый - 65-80 8 кремовый - 55-70
Стр.8
соломенно-желтый - 55-70 желтый - 45-60 тусклое золото - 35-40 светло-голубой - 20-50 темно-голубой - 5-15 темно-зеленый -10-35 голубой - 10-25 черный - 3-10 Как же определить яркость цвета? Существует удобный способ для определения яркости цвета. Как уже отмечено, именно степень присутствия белого или черного и определяет яркость. Поэтому для определения, например, степени яркости синего цвета, вполне логично сопоставить градацию с его черно-белым аналогом (рис.3). Рис. 3 Яркость цветов имеет значение при пространственном восприятии окрашенных объектов. Так, из рис.4 видно, что белый фон обеспечивает достаточную контрастность для яблок всех цветов, кроме наиболее яркого из них желтого. Рис. 4 Фон сливается с яблоком и делает его более сложным для зрительного восприятия. В случае же темной подложки плохо воспринимаются менее яркие синие и коричневые яблоки. 9
Стр.9
Лабораторная работа №1 Задание 1 Оценить основные характеристики цветов с использованием графического редактора «Paint». Методика выполнения 1. Постройте шкалу в n ступеней, используя на панели инструментов значок прямоугольника (рис.5, цифра 1). 2. В меню Палитра выберите команду - Изменить палитру. Нажмите кнопку - Определить цвет. 3. Щелкните поле образца цветов, чтобы изменить значения параметров Оттенок и Контраст, а затем перетащите ползунок регулятора в поле градиента цвета, чтобы изменить значение Яркость. 4. Нажмите кнопку - Добавить в набор, а затем на OK. 5. Нажмите на знак заливки (рис.5, цифра 2) и закрасьте прямоугольник. Посмотрите, что у вас получилось. 1 2 Рис. 5 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.