Гражданский кодекс Российской Федерации в
подразделе 2 «Лица» раздела 1 части 1 определяет
субъекты гражданских правоотношений: физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских
правоотношениях Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. <...> Надо отметить, что ГК РФ не отождествляет
муниципальные образования с юридическими лицами, а лишь устанавливает для них равные с юридическими лицами права на участие в гражданских
правоотношениях. <...> Как отмечено выше субъектами
данных правоотношений являются именно муниципальные образования, а не органы местного самоуправления. <...> Муниципальное образование территориальнополитическая организация населения в городском,
сельском поселении, на иной территории, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с
общностью проживания граждан. <...> И государство, и муниципальные образования
обладают не общей, а специальной гражданской
правоспособностью, что вытекает как из самой
природы публичной власти, так и из анализа конституционных норм, норм ГК РФ и других федеральных законов. <...> При этом, обладать
всеми правами и обязанностями участника, как
гражданских правоотношений, так и публичноправовых, может только само муниципальное образование, а не органы местного самоуправления. <...> Важно отметить также и то, что по
Конституции Российской Федерации право владения, пользования, распоряжения муниципальной
собственностью принадлежит населению, т.е. собственником является население, соответствующим
образом объединенное в публично-правовое территориальное образование, а органы местного самоуправления в соответствии со ст. <...> Очевидно, что Российская Федерация, субъект
Российской Федерации, муниципальное образование (впрочем, как и юридические лица) не могут
лично участвовать в правоотношениях. <...> Надо
отметить, что ГК РФ с учетом особенностей орга-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N№3/2005 ПРОБЛЕМЫ <...>
Муниципальное_право_№3_2005.pdf
М
О
У
Н
Н
Ь
И
Ц
И
П
ПРАВО
Мелкие и простые вопросы решаются быстро;
сложные и важные вообще никогда не решаются.
Закон Грэшема
ЖУРНАЛ ДЛЯ ЮРИСТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
А
Л
Е
¹ 3 (31) 2005
Стр.1
Институт социологии РАН
СОЦИАЛЬНО ОБОСНОВАННОЕ ГРАДОУСТРОЙСТВО
В РЕЖИМЕ ПРОГНОЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ:
ОТ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ К ПРОФИЛАКТИКЕ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНСТРУКТИВНОМУ ДИАЛОГУ
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Отв. ред. д-р психол. наук, проф. Т.М. Дридзе, ст. научн. сотр. Е.М. Акимкин. – Обнинск: Институт
муниципального управления, 2005. – 492 с. ISBN 5-900927-81-4
Цена: 200 руб.
МБК-09.804
§ В книге изложены теоретические основания, принципы,
методология и процедуры комплексного социально-диагностического
и конструктивно-коммуникативного
обеспечения локальных социально-ориентированных
и дифференцированных (в зависимости от
качественных характеристик среды, а также от состава,
жизненных ситуаций и запросов местного населения)
стратегий градоустройства. Практика доказала
эффективность использования этих стратегий при
разработке программ и проектов развития социальнотерриториальных
образований, а также при выработке,
экспертной оценке социального качества и реализации
проектов реконструкции и/или нового строительства
в обжитых людьми городских районах.
§ Книга адресована социологам, экологам, урбанистам,
специалистам в области градоустройства и городского
самоуправления, консультантам по муниципальному
управлению.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Памяти Т.М. Дридзе
Введение (Т.М. Дридзе)
Раздел I. Теоретико-методологические основания
социально ориентированной стратегии градоустройства
Глава
1. Урбанизм и городская политика в свете экоантропоцентрической
социологии (Т.М. Дридзе)
Глава 2. Сценарная модель городской среды с позиций
экоантропоцентрического подхода (Ю.П. Манусевич)
Глава
3. Город как жизненная среда и социальные
проблемы в столичной агломерации (Т.М. Дридзе)
Глава 4. Местное население как субъект социального
участия: проблемы социально приемлемой территориальной
политики (Т.М. Дридзе)
Глава 5. О технологии комплексной социальнопроектной
работы, предваряющей и сопровождающей
принятие и реализацию градостроительных решений
(Т.М. Дридзе)
Литература к разделу I
Раздел II. Опыт комплексных социальнопроектных
исследований в столичной агломерации
Часть
I. Социально-проектные исследования в составе
разработки концепций развития районов: «Головинский»,
«Пресненский», «Таганский»
Глава 1. Опыт социально-проектной работы в зоне
планируемой реабилитации московского городского
района «Головинский» (Т.И. Алексеева, Т.М. Говоренкова,
Т.М. Дридзе)
Глава 2. Опыт социально-диагностической работы в
зоне ожидаемого сноса устаревших «пятиэтажек» с
переселением жителей в новые дома в московских
муниципальных районах «Пресненский» и «Таганский»
(Т.М. Дридзе, Е.М. Акимкин)
Часть II. Социально-проектные исследования в зонах
внедрения новостроек в обжитую людьми городскую
среду: «Арбат-Поварская», «Дорогомилово»
Глава 1. Опыт функционально-пространственного и
культурно-символического обследования реконструируемого
микрорайона «Арбат-Поварская» (Ю.П. Манусевич)
Глава
2. Опыт изучения социального состава населения
реконструируемого
микрорайоне
микрорайона
«АрбатПоварская
слобода» (Т.М. Дридзе, Г.П. Голубева)
Глава 3. Диагностика проблемных жизненных и локальной
социальной ситуаций в реконструируемом
московском
«Арбат-Поварская»
(Т.М. Дридзе, Н.Я. Мазлумянова, Г.П. Голубева)
Глава 4. Опыт комплексной, социально-проектной работы
на территории московского микрорайона «Дорогомилово»
– в зоне строительства развязки 3-го
транспортного кольца (Т.М. Дридзе, Е.М. Акимкин,
Л.Н. Цой, Г.П. Голубева, Е.И. Рабинович)
Литература к разделу II
Раздел III. Методолого-методические разработки в
области комплексной социально-проектной. Работы
и профилактики конфликтов в градоустройстве
Введение
Глава 1. Опыт проведения социально-исторического
исследования в социально-проектной диагностике
(Е.И. Рабинович)
Глава 2. К технологии диагностики проблемных жизненных
и локальных социальных ситуаций (Т.М. Дридзе,
М.С. Косолапов, А.А. Кроник)
Глава 3. Экологическое дифференцирование городской
среды в социальной диагностике и градоустройстве
(к вопросу об оценке напряженности экологической
ситуации в городах) (Е.Л. Беляева, Ю.В. Беляев)
Глава 4. К вопросу о технологии управления локальным
конфликтом (Л.Н. Цой)
Глава 5. Консультирование разработки программы
развития (анализ случая муниципального консалтинга)
(Е.М. Акимкин)
Глава 6. О социальной экспертизе проектов градоустррйства
(Т.М. Дридзе)
Вместо заключения: градоустройство без правил
неприемлемо (Т.М. Дридзе)
Литература к разделу III и заключению
Наши авторы
Издатель: ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ >>> imu@rels.obninsk.com
Телефон: (08439) 77744; телефон-факс: (08439) 73825; 249032 г . Обнинск, а/я 2009
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ЛИТЕРАТУРЫ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ >>> HTTP://RELS.OBNINSK.COM
Стр.2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО
ежеквартальный
журнал
для юристов органов
местного
самоуправления
¹ 3(31), 2005
июль – сентябрь
Журнал зарегистрирован
Комитетом РФ по печати
Свидетельство
о регистрации СМИ
¹ 017008 от 09.01.98 ã.
Учредители:
Институт муниципального
управления
Редакция журнала
“Городское управление”
Московский общественный
научный фонд
Издатель:
Институт муниципального
управления
Редакционная коллегия:
М. Васильев
Л. Гильченко
А. Дементьев
А. Замотаев
Ю. Кириллов
И. Кокин
Л. Лаптева
Э. Маркварт (ФРГ)
Главный редактор:
И. Кокин
Оригинал-макет:
В. Комкова
Адрес редакции:
249032 ã. Обнинск
Калужской îáë., à/ÿ 2009
òåë.: (08439) 77744
òåë./ôàêñ: (08439) 73825
e-mail: law@rels.obninsk.com
http://rels.obninsk.com
Подписной индекс
38463 (ãîä.)
41545 (2-å ï/ãîä.)
Мнения авторов
могут не совпадать
с точкой зрения редакции
Рукописи не рецензируются
и не возвращаются
Отпечатано
на Фабрике офсетной печати,
ã. Îáíèíñê, óë. Êîðîëåâà, 6
Заказ ¹ 582
БИБЛИОТЕКА ÌÓÍÈÖÈÏÀËÈÒÅÒÀ.................................100
В оформлении обложки использован рисунок из книги
Полное собрание законов Мерфи // Ïåð. с àíãë. – Ìí.:
ООО «Ïîïóððè», 2005. – 608 ñ.: èë.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ÎÏÛÒ................................................................... 88
г. Нарва (Эстония)
Положение ãîðîäà...................................................................... 88
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ÇÀÊÎÍÛ................................................................. 2
Союз Российских городов
О проблемах, связанных с организационно-правовым
статусом органов ÌÑÓ................................................................ 2
А. Лесных
К вопросу об установлении границ
муниципальных îáðàçîâàíèé...................................................... 7
В. Лисица
О разграничении имущества между Российской Федерацией,
субъектами РФ и муниципальными îáðàçîâàíèÿìè................... 12
А. Егоров
Некоторые проблемы управления
муниципальной ñîáñòâåííîñòüþ................................................. 16
ÍÎÐÌÎÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÎ................................................................... 18
Департамент межбюджетных отношений Минфина России
Модельный муниципальный правовой акт
о бюджетном процессе .............................................................. 18
СУД ДА ÄÅËÎ..................................................................................... 40
Конституционный Суд Российской Федерации
Об отказе в принятии к рассмотрению запросов
Законодательного собрания и Совета администрации
Красноярского êðàÿ.................................................................... 40
Верховный Суд Российской Федерации
О принципе равенства муниципальных образований ................. 43
Верховный Суд Российской Федерации
Об обеспечении деятельности административных комиссий..... 46
г. Обнинск
Граждане против городского Собрания –
заседание ïðîäîëæàåòñÿ............................................................ 48
ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ ............................................................... 67
Н. Менькова
Историко-правовой анализ определения
территории функционирования МСУ в Ðîññèè........................... 67
Съезд земских и городских деятелей (ñåíòÿáðü 1905 ã.) ........... 80
Стр.3