О.М. Мишагина
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У БУДУЩИХ
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Монография
Шуя 2011
УДК 378.178
ББК 74.4
М 71
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Зобков В.А. –
доктор
психологических
наук,
профессор
Владимирского государственного университета
Фетискин Н.П. – доктор психологических наук, профессор, зав.
кафедрой общей психологии ГОУ ВПО «Костромской государственный
университет им. <...> Акмеологические технологии преодоления негативных стереотипов у
будущих социальных педагогов. <...> Представленный в
монографии опыт подготовки социальных педагогов может быть
использован в профессиональном образовании. <...> Основные направления профилактики и коррекции негативных
стереотипов в профессионально-педагогической деятельности. <...> Эти стереотипы
большинство выпускников общеобразовательных школ усваивают в
школьном опыте под влиянием однообразия и авторитарности учебновоспитательного процесса. <...> Снять негативные стереотипы и в дальнейшем сформировать у
выпускников вуза готовность к продуктивной самостоятельной
деятельности и профессиональному творчеству - важная задача
профессионального образования. <...> Акмеологический подход позволяет преодолеть и
предупредить кризисные явления в развитии человека. <...> Во второй главе монографии «Негативные стереотипы в
профессиональной подготовке студентов» автор уделяет внимание
комплексному изучению стереотипов с использованием акмеологического
подхода, который позволяет рассмотреть сущность стереотипа
многогранно: его психофизиологические механизмы, психологические,
социальные проявления и выстроить концептуальные модели общего
представления о стереотипах в педагогической профессии. <...> Акмеологическое системное и междисциплинарное исследование
опирается на синтез философского знания, который мы видим в аксиологии <...>
Акмеологические_технологии_преодоления_негативных_стереотипов_у_будущих_социальных_педагогов.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
на 2009-2013 годы
О.М. Мишагина
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
НЕГАТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У БУДУЩИХ
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Монография
Шуя 2011
Стр.1
УДК 378.178
ББК 74.4
М 71
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Зобков В.А. –
доктор психологических наук, профессор
Владимирского государственного университета
Фетискин Н.П. – доктор психологических наук, профессор, зав.
кафедрой общей психологии ГОУ ВПО «Костромской государственный
университет им. Н.А. Некрасова»
Мишагина О.М.
Акмеологические технологии преодоления негативных стереотипов у
будущих социальных педагогов. Научное издание [Текст]: монография /
Под научн. ред. В.Н. Тарасовой. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ»,
2011. – 226с.
В данной монографии представлены результаты исследования,
направленного на поиск способов преодоления негативных стереотипов у
студентов педагогического вуза с учетом накопленного научнопрактического
опыта. Раскрыты акмеологические технологии и условиях их
реализации в профессиональной подготовке студентов. Представленный в
монографии опыт подготовки социальных педагогов может быть
использован в профессиональном образовании.
Материалы монографии могут быть полезны преподавателям вузов,
аспирантам, слушателям ИПК, студентам.
Научно-исследовательская работа проведена в рамках Федеральной
целевой программы «Научные и научно-педагогическое кадры
инновационной России» на 2009-2013 годы, Госконтракт № П 2404.
ISBN 978-5-86229-244-2
© ФГБОУ ВПО «ШГПУ»
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….. 4
Глава I. Методологические основы исследования….……………… 7
1.1. Философские основы исследования………………………………..
7
1.2. Акмеологический подход к исследованию………………………... 19
Глава II. Негативные стереотипы в профессиональной
подготовке студентов…………………………………………………… 23
2.1. Сущность стереотипов и предпосылки их образования…………. 23
2.2. Психолого-педагогические предпосылки возникновения
негативных стереотипов у студентов…….……………………………. 47
2.3. Основные направления профилактики и коррекции негативных
стереотипов в профессионально-педагогической деятельности.……..
59
2.4. Психолого-педагогические условия реализации акмеологических
технологий в профессиональном образовании………………………… 92
Глава III. Эмпирическое исследование негативных стереотипов
и условия их преодоления в профессиональной подготовке
будущих социальных педагогов...................………………………….. 113
3.1. Организация и методы эмпирического исследования……..……..
113
3.2. Констатирующий эксперимент……………………….……………. 114
3.3. Возможности использования акмеологических технологий в
преодолении негативных стереотипов у студентов в процессе их
вузовской подготовки..…… …………………………………………….. 143
3.4. Изучение эффективности акмеологических технологий в
процессе профессиональной подготовки будущих социальных
педагогов…………………………………………………………………. 166
Заключение……………………………………………………………… 193
Библиография ………………………………………..…………………. 197
Приложения……………………………………………………………..
210
3
Стр.3