Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О русском воззрении

0   0
Первый авторАксаков Константин Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц1
ID1404
Кому рекомендованоКритика
Аксаков, К.С. О русском воззрении : Статья / К.С. Аксаков .— : [Б.и.], 1856 .— 1 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1404 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Константин Сергеевич Аксаков О русском воззрении Аксаков К. С., Аксаков И. С. <...> mai1to:bmn@1ib.ru Недавно одно вьфажение, употребленное в объявлении о "Русской беседе", подало повод к нападениям и толкам. <...> Однако посльшались возражения такого рода: "Воззрение должно быть общечеловеческоеЕ Какой смысл может иметь русское воззрение? <...> * Но неужели можно бьшо думать, что в программе "Русской беседы" предполагалось такое русское воззрение, которое не будет в то же время общечеловеческим. <...> Подобного мнения, конечно, нельзя допустить особенно со стороны тех людей, которым придают название славянофилов, которые обвиняются в пристрастии будто бы к России и которые, конечно, не захотят лишить ее высшего достоинства, т<о> е<сть> человеческого. <...> Теперь скажем о самом вьфажении, так странном для некоторьш. <...> Ведь мы говорим, например: английская литература, французская литература, германская философия, греческая философия. <...> А ведь в литературе, в философии, если она английская, немецкая и т<ак> д<алее>, вьфажается и воззрение народное. <...> А если признают за другими народами, то почему не признать и за русским? <...> Если народность не мешает другим народам быть общечеловеческими то почему же должна она мешать русскому народу? <...> Дело человечества совершается народностями, которые не только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием, возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. <...> Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишить его участия в общем деле человечества. <...> Мало того: тогда только и является произведение литературы, или другое какое, вполне общечеловеческим, когда она в то же время совершенно народно. <...> Илиада" Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление чисто греческое. <...> Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству, и в то же время совершенно народньй, английский. <...> А именно этой—то народности, этого—то самобытного воззрения и недостает нашей умственной <...>
О_русском_воззрении.pdf
Константин Сергеевич Аксаков О русском воззрении ---------------------------------------------------------------------------Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности"). OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Недавно одно выражение, употребленное в объявлении о "Русской беседе", подало повод к нападениям и толкам. Выражение это: _русское воззрение_. Оно точно не было объяснено, потому что это казалось излишним, и предполагалось, что оно не затруднит ничьего понимания. Однако послышались возражения такого рода: "Воззрение должно быть особенно со тех общечеловеческое! Какой общечеловеческим. Подобного стороны людей, которым смысл русское воззрение?* Но неужели можно было думать, что в беседы" предполагалось такое русское воззрение, которое не время которые обвиняются в пристрастии будто бы к России и странном мнения, конечно, нельзя придают название программе "Русской будет может в захотят лишить ее высшего достоинства, т<о> е<сть> человеческого. Теперь скажем о самом выражении, так английская, немецкая это признают. А совершается и то допустить, славянофилов, которые, конечно, не для воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? Напротив. Ведь если ведь т<ак> д<алее>, признают народность содержанием, у участия некоторых. Разве мы говорим, например: английская литература, французская литература, германская философия, греческая философия. Отчего же это никого не смущает? А литературе, в философии, если она выражается и воззрение народное. Все в другими народами, то почему не признать и за человечества русским? Если мешает другим народам быть общечеловеческими то почему же должна она русскому народу? Дело только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать народа право иметь свое русское воззрение - значит лишить его народностями, которые общим общем деле человечества. Мало того: тогда только и является произведение литературы, или какое, вполне общечеловеческим, когда она в то же время совершенно "Илиада" Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление греческое. Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству, и в уже почве исключительной национальности народности которой приносится наша обогатили науки. Мы, русские, ничего не сделали потому, что у нас нет, не явилось по Странно было бы нападать из любви народность; оттого крайней к именно мере, на европейской, в мы еще значило бы отказывать своему народу в имени человеческом. И нападений нельзя ожидать от "Русской беседы", считающей, по программы, общечеловеческое - народным русским достоянием. В от нее лишь то, что за не мешать не русского в другое народно. чисто же то время совершенно народный, английский. А именно этой-то народности, этого-то самобытного воззрения и недостает нашей умственной деятельности; а что в ней нет народности, нет в ней и общечеловеческого. Мы лет стоим на оттого, ничем полтораста жертву и для _человечества_ именно _русского воззрения_. общечеловеческое: это конечно, таких смыслу же чем Европе может Постараемся представить его в настоящем свете. Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К критически и свободно, принимая достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам так думают люди, называемые значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот противники наших мнений, не прямое Западной в на него право право русского Европы стоят за славянофилами. Европеизм, имея отделяющие точно и чего национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно свое значение. С одной стороны, т<ак> н<азываемые;> славянофилы общечеловеческое и за стороны, поборники национальность, которой отнимают у русского народа придают его всемирное прямое значение на наоборот, т<ак> н<азываемые> славянофилы противники их за исключительную национальность. С собой захотят с этим согласиться. ПРИМЕЧАНИЯ "Русская беседа", 1856, кн. 1, Смесь, с. 84-86. стоят исключительную и одной Европе человеческого народа. С ради относится быть своей спор? не он общим так человеческое не странам: видят переменяет стоят от за европейскую которой другой они общечеловеческое. Итак, за свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету. Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши едва ли и общечеловеческое, а стороны, чувство перед не иметь же
Стр.1