Дорогой читатель!
Поводов для того, чтобы предложить Вам не
обычный номер, а праздничный, предостаточно:
Новый год, новый век, новое тысячелетие... Но
главное — этот номер подводит итог первому
пятилетию «Экологии и жизни», и мы хотим вместе
с Вами отметить это событие.
Журнал «Экология и жизнь» создавался как
средство общения представителей самых разных
областей науки, образования и других сфер
духовной жизни, мыслящих людей, обеспокоенных
нынешним уровнем взаимоотношений человека
с окружающей средой, неравнодушных к судьбам
природы и будущих поколений.
«Отцамиоснователями» журнала
были Никита Николаевич Моисеев
и Лев Абрамович Самсонов.
Выдающийся ученый-мыслитель и крупный экономист
и издатель с широким кругозором нашли друг друга!
Как повезло и нам, и Вам, что они не разминулись!...
У журнала, в полном
соответствии
с названием, — активная
жизненная позиция,
на его счету много акций,
получивших широкий
общественный резонанс.
Вот лишь некоторые из них:
«Молодежь против
наркотиков»
(ñåíòÿáðü 1998 ã.)
Что же удалось сделать за 5 лет?
Вышли в свет 17 номеров журнала. Опубликовано
около 500 материалов почти стольких же авторов.
Журнал быстро «повзрослел» и оказался развит
«не по годам»: сегодня его читают не только
во всех без исключения субъектах Федерации,
но и в странах СНГ. Доводилось увидеть
его и на берегах туманного Альбиона,
и на Земле Обетованной.
С журналом сотрудничают десятки общественных
организаций, в том числе международные.
Главное же достижение редакции и издателя —
подлинная независимость журнала, его
«равноудаленность» и от государственных структур,
и от бизнеса, и от эмоционально-бездумного
«зеленого шума». Мы выражаем собственное
мнение и мнение наших авторов, защищаем
интересы наших читателей и нашей
многострадальной природы.
«День птиц» (апрель
1999 и 2000 ã.)
Выставка «Экологическое
мировоззрение. XXI âåê»
(ñåíòÿáðü 1999 ã.)
Фестиваль «Мир экрана
в поисках формулы
неразрушающего
поведения» (ìàé 2000 ã.)
Круглый стол «Детское
творчество и воспитание
экологического
мировоззрения»
(îêòÿáðü 2000 ã.)
Школа юнкоров (2000 ã.)
Фотоконкурс
«Мир, в котором
я æèâó» (2000 ã.)
Продолжение на третьей странице обложки ➙
Стр.2
К ЧИТАТЕЛЮ
од назад, обращаясь к читателям новогоднего номера журнала «Экология и
жизнь», Н.Н. Моисеев, поздравляя всех с наступлением года, завершающего
тысячелетие, написал: «…Хочется верить, что завершение будет благополучным».
Сейчас пришла пора поздравить читателя с наступлением нового тысячелетия
и, проявляя «ограниченный оптимизм» (тоже выражение Никиты Николаевича),
повторить это пожелание, отнеся его к новому периоду истории.
Г
ома, за праздничным столом, поздравляя друг друга с Новым годом, люди
желают родным и друзьям счастья, здоровья, успехов. Поздравление от журнала,
конечно же, должно быть на тон выше. Нам хочется верить в успех, верить в будущее, но
также и в то, что в появлении человека на Земле заложена объективная необходимость и
человеческий разум — не каприз слепой случайности, а нечто большее, что хотя бы
отчасти компенсирует бездну людских несовершенств и пороков.
Д
етосчисление, ведущее отсчет от рождества Христова, — вещь, конечно,
условная, и представители других культур могут усомниться в правомерности
особого выделения этой даты, хотя вряд ли кто-то потребует дополнительного
обоснования места Христа в ряду великих учителей человечества — от Авраама и Будды
до Моисея и Магомета. Христианская же культура здесь выделена скорее тем, что ее
носители за прошедшие две тысячи лет сумели проникнуть во все уголки планеты и
наполнить жизнь людей в любой точке Земли надеждой на существование высшего
смысла пребывания человека в этом мире. В конце концов, для человечества не столь
важно, кто даст надежду на спасение — важна именно надежда.
Л
начительным экологическим событием уходящего года стала Конференция ООН по
проблемам изменения климата. На ее открытии, состоявшемся в конце ноября в
Гааге, звуки труб, вызывающие библейские ассоциации, привлекли к себе внимание не
только представителей 180 государств-участников конференции. Таким способом
активисты Гринпис выразили свою тревогу и надежду многих людей на то, что
катастрофы, связанной с глобальным потеплением, удастся избежать, надежду на то,
что благодаря принятым на межправительственном уровне решениям, ограничивающим
выбросы парниковых газов, волны нового всемирного потопа не смоют цивилизацию.
Огромный гринписовский плакат, развернутый на месте событий, выражал эту мысль
еще проще: «Мы не хотим, чтобы нас утопили!».
З
бсуждение на высоком уровне проблем, связанных с квотами на выбросы
парниковых газов, продолжает и развивает дело, начатое три года назад
подписанием в Киото протокола, регламентирующего совместные действия странучастниц
по ограничению содержания парниковых газов в атмосфере. Но осознали
проблему, конечно же, гораздо раньше. Еще в начале 1980-х годов, после
опубликования работ К. Сагана и Н.Н. Моисеева с учениками (В.В. Александров,
В.П. Пархоменко, А.М. Тарко и др.), поведавших миру о перспективе ядерной зимы,
угроза планетарной катастрофы, вызванной деятельностью человека, глубоко проникла
в современное общественное сознание и вышла на уровень международной политики. И
теперь наши надежды в основном связаны не с ветхозаветными историями, а с реальной
политикой, проводимой международным сообществом.
О
то же время надежда на всеобщее (для всех и каждого в отдельности)
спасение — вещь, несомненно, гораздо более важная и глубокая, чем те или иные
проблемы, даже обсуждаемые на самом высоком уровне. Это и надежда на высокое
предназначение человечества и на исключительную роль каждой личности в выполнении
этого предназначения. Страх отдельного человека перед небытием многократно
В
Стр.3