Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
С.С. Сулакшин, Э.Л. Сидоренко,
О.В. Куропаткина, Е.Э. Буянова,
М.В. Малашенко, М.Ю. Погорелко,
Ю.А. Сафонова
Целесообразность,
возможность и содержание
реформы
оборота гражданского
огнестрельного оружия
Москва
Научный эксперт
2011
Стр.1
УДК 344.131.8
ББК 67.408.131.30
Ц 34
Сулакшин С.С., Сидоренко Э.Л., Куропаткина О.В., Буянова Е.Э.,
Малашенко М.В., Погорелко М.Ю., Сафонова Ю.А.
Ц 34
Целесообразность, возможность и содержание реформы оборота
гражданского огнестрельного оружия. Монография — М.: Научный
эксперт, 2011. — 360 с.
ISBN 978-5-91290-146-1
В коллективной монографии исследован вопрос о возможности и целесообразности
либерализации оборота гражданского оружия в России.
Введены критерии выбора решения. Основной из них — это уровень вооруженной
преступности в стране. Показан противоположный характер
исторических и страновых примеров, их зависимость от национальных
особенностей, криминогенной, социально-экономической и политической
обстановки в той или иной стране. Обширный анализ российских
обстоятельств показал, что в современной России либерализация оборота
оружия преждевременна и может существенно ухудшить криминогенную
обстановку, что не исключает возможности ее осуществления в
будущем. Предложен пакет актуальных законодательных инициатив, совершенствующих
оборот гражданского оружия.
Для криминологов, государственных управленцев, правоведов, политических
и общественных экспертов, преподавателей, студентов и
аспирантов юридических и других специальностей.
УДК 344.131.8
ББК 67.408.131.30
ISBN 978-5-91290-146-1
2
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2011
Стр.2
Содержание
Введение ....................................................................................................6
Глава 1. Методология разработки государственноуправленческого
решения ............................................................13
1.1. Ценностные цели решения .................................................. 13
1.2. Субъекты отношений и их интересы ................................ 16
1.3. Основные понятия ................................................................. 26
Глава 2. Классификация видов гражданского оружия,
видов оборота оружия, видов потребностей граждан
в оружии .............................................................................................27
2.1. Виды гражданского оружия ................................................. 27
2.2. Виды оборота гражданского оружия ................................ 67
2.3. Виды потребностей граждан в оружии ............................ 76
Глава 3. Распространенность гражданского оружия
в России ..............................................................................................81
3.1. Спрос и наличие оружия на руках ..................................... 81
3.2. Легальный отечественный оружейный бизнес ............... 88
3.3. Легальный зарубежный оружейный бизнес .................. 101
3.4. «Черный» оружейный рынок............................................. 105
Глава 4. Гражданское огнестрельное оружие
и преступность ...............................................................................110
4.1. Статистика вооруженной преступности и иной
преступности в России ....................................................... 110
4.2. Статистика вооруженной преступности и иной
преступности в зарубежных странах и ее связь
с их национальными особенностями .............................. 146
4.3. Соотношение вооруженной преступности
и открытости нелегального рынка оружия
в зарубежных странах ......................................................... 166
3
Стр.3
4.4. Феноменология реакции вооруженной
преступности на изменение режима оборота
оружия ..................................................................................... 173
Глава 5. Правовое регулирование оборота
огнестрельного оружия ...............................................................220
5.1. Правовое регулирование оборота огнестрельного
оружия в Российской Федерации ..................................... 220
5.2. Исследование судебной российской практики
по делам, связанным с применением гражданского
огнестрельного оружия....................................................... 242
5.3. Зарубежный опыт правового регулирования
оборота гражданского огнестрельного оружия ........... 259
Глава 6. Общество и вопрос об оружии:
культурно-социологический аспект ........................................287
6.1. Оружие и общество ............................................................. 288
6.2. Реформа оборота огнестрельного оружия
в зеркале общественного мнения ..................................... 307
Глава 7. Реформа оборота гражданского огнестрельного
оружия в Российской Федерации .............................................321
7.1. Проект федерального закона «О внесении
изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросу регулирования
оборота огнестрельного гражданского оружия» ......... 323
7.2. Пояснительная записка к проекту федерального
закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
по вопросу регулирования оборота огнестрельного
гражданского оружия» ........................................................ 327
7.3. Финансово-экономическое обоснование к проекту
федерального закона «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросу регулирования оборота
огнестрельного гражданского оружия» .......................... 329
4
Стр.4
7.4. Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих принятию, изменению или признанию
утратившими силу в связи с принятием федерального
закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
по вопросу регулирования оборота огнестрельного
гражданского оружия» ........................................................ 330
Заключение ...........................................................................................331
Литература ............................................................................................334
Сведения об авторах ..........................................................................355
5
Стр.5
Введение
В условиях проведения социально-экономических и политических
преобразований, развития процессов глобализации
и углубления системного социального кризиса изменяется спектр
внутренних угроз национальной безопасности страны. На авансцену
выходят криминализация общества и качественная трансформация
вооруженной преступности.
Отмеченное статистически сокращение количества насильственных
и корыстных преступлений в 2007–2009 гг. не дает поводов
для благоприятных прогнозов. Как показывает развитие
уголовного законодательства, практика «точечного» воздействия
на преступность приводит к эффективным, но кратковременным
результатам. При подходе, ориентированном на решение тактических
задач, практическое действие норм оказывается или бесполезным,
или опасным, и порождает результаты неожиданные,
а в ряде случаев противоположные поставленным целям.
Создание эффективного механизма правовой охраны личности
предполагает не только формирование государственных
охранных механизмов, но и расширение возможностей для реализации
самим лицом права на самозащиту посредством приобретения,
ношения и применения гражданского оружия.
Дискуссия о праве на владение и ношение короткоствольного
огнестрельного оружия в терминах «легализация» и «либерализация»
ведется в России, периодически активизируясь, с середины
1990-х гг. Эти термины употребляются как синонимы, имея
в виду разные стороны свободного доступа населения к приобретению
короткоствольного огнестрельного оружия. Легализация
законодательства при этом делает акцент на выходе этого оружия
на легальный рынок, а либерализация — на свободном доступе
к нему населения. Однако свободным этот доступ можно назвать
только условно, так как даже самые активные его сторонники не
предлагают сделать его бесконтрольным, подразумевая ряд ограничений.
В
настоящем исследовании под либерализацией оборота огнестрельного
оружия предлагается понимать свободный доступ
к приобретению короткоствольного огнестрельного оружия,
6
Стр.6
предоставляемый совершеннолетним гражданам, не состоящим
на учете в нарко- и психоневрологическом диспансере, не имеющим
судимости, прошедшим курс техники безопасности и сдавшим
установленный норматив, а также получившим разрешение
на ношение оружия.
По вопросу о легализации оружия государство предпочитает
занимать паллиативную позицию, поочередно поддерживая сторонников
радикально-репрессивных и радикально-либеральных
моделей борьбы с преступностью. Фактически современная государственная
политика поставлена перед дилеммой: или сохранение
индивидуальности национального регулирования, основанного
на монополии государства на применение оружия, или
внедрение зарубежного опыта в части расширения прав личности
на ношение и применение оружия.
Условием эффективности политики в сфере оборота оружия
является ее соответствие тенденциям общественного развития,
уровню морального и правового сознания населения, криминологическим
показателям преступности и др. Только при этом
условии можно достигнуть относительного равновесия между
вредоносностью оружия и его социальной полезностью.
Средствами массовой информации общественности навязываются
два противоположных утверждения: «если разрешить людям
владение короткоствольным оружием и его скрытое ношение, насилие
немедленно захлестнет страну» и «легальное оружие уравновешивает
оружие нелегальное и позволяет эффективно бороться
с преступностью». Основа этих стереотипов, а точнее, мифов —
слишком упрощенные, наивно-бытовые представления о данной
проблеме. Сторонники первого утверждения считают, что если
вещь разрешена, ею начнут пользоваться все и постоянно. Сторонникам
второго почему-то кажется, что легальное оружие не будет
попадать, и даже более облегченным путем, в руки преступника.
При этом вопрос о распространении огнестрельного оружия уже
давно вышел за рамки бытового обсуждения и приобрел характер
научной полемики, но, к сожалению, в таком ключе очень он
редко освещается в СМИ.
Все многообразие теоретических позиций можно условно
свести к подходам, обосновывающим пользу и вред легализации
огнестрельного оружия.
7
Стр.7
Сведения об авторах
Сулакшин Степан Степанович, доктор физико-ма те ма тичес
ких наук, доктор политических наук, профессор, генеральный
директор Центра проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования.
Сидоренко Элина Леонидовна, кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и криминологии Российской
правовой академии Министерства юстиции РФ.
Куропаткина Оксана Владимировна, кандидат культурологии,
научный сотрудник Центра проблемного анализа и го судар
ственно-управленческого проектирования.
Буянова Екатерина Эрнестовна, эксперт-юрист Центра проблем
ного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Малашенко
Марина Валерьевна, эксперт-аналитик Центра
проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Погорелко
Мария Юрьевна, эксперт-юрист Центра проблемного
анализа и государственно-управленческого проектирования.
Сафонова Юлия Александровна, руководитель аналитическо
го отдела Центра проблемного анализа и государственно-управ
лен ческого проектирования.
355
Стр.355