Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608409)
Контекстум

Элементы официально-делового и научного стилей в поэтике Н. Лескова («Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц21
ID136845
АннотацияРассказ Н. Лескова «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме» был помечен в заголовке как «рассказ кстати». Такая жанровая характеристика традиционна для многих рассказов Лескова и предполагает «иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе проблеме характер приведенного в рассказе случая. Злободневность «загадочного происшествия» писатель связывает с реформой судопроизводства. Элементы научного и делового стиля в рассказе служат выражению констатирующего характера официальных документов, использование их в рассказе мотивировано прежде всего художественными задачами автора.
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Элементы официально-делового и научного стилей в поэтике Н. Лескова («Загадочное происшествие в сумасшедшем доме») : статья / Г.В. Сепик .— : [Б.и.] .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/136845 (дата обращения: 12.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Элементы официально-делового и научного стилей в поэтике Н. Лескова <...> («Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)» Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Рассказ Н. Лескова <...> Такая жанровая характеристика традиционна для многих рассказов Лескова и предполагает «иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе проблеме характер приведенного в рассказе случая. <...> Злободневность «загадочного происшествия» писатель связывает с реформой судопроизводства, принятой 20 ноября 1864 года (хотя рассказ опубликован 20 лет спустя)1. <...> У рассказа есть и другая особенность, заключающаяся в характере его речевой структуры: автор, не настаивая на самостоятельности проводимого в рассказе исследования, ссылается на реальное официальное лицо – Евгения Венцеславовича Пеликана2, в личном архиве которого и найдены отчеты и акты по поводу злополучного «дела». <...> Благодаря этому композиция рассказа отличается, если можно так выразиться, стилистической дискретностью: в структуру авторской речи вживляются цельнооформленные фрагменты текстов совершенно иной стилистической тональности. <...> Итак, идеологический вопрос поставлен: может ли система судопроизводства, какой бы совершенной она ни была, привлечь виновных в преступлении к ответу. <...> Лесков, таким образом, изначально проводит параллель между делом Красовского и делом о смерти пяти умалишенных женщин. <...> «В Орле, назад тому сорок лет, все от мала до велика были поражены, что столь всем очевидное преступление у Красовского не раскрылось. <...> Одно из таких дел, интересных не только в судебном, но и в научном отношении, представляет некоторый воронежский случай, заметки о котором попались мне в бумагах покойного председателя медицинского совета, Евгения Венцеславовича Пеликана. <...> Выделенные нами части фразы - обоснование выбранного писателем речевого стиля или стилистической тональности, - официально-деловой <...>
Элементы_официально-делового_и_научного_стилей_в_поэтике_Н._Лескова_(«Загадочное_происшествие_в_сумасшедшем_доме»).pdf
«Элементы официально-делового и научного стилей в поэтике Н. Лескова («Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)» Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Рассказ Н. Лескова «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме» впервые вышел в свет на страницах журнала «Новь», в 1884 году, и был помечен в заголовке как «рассказ кстати». Такая жанровая характеристика традиционна для многих рассказов Лескова и предполагает «иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе проблеме характер приведенного в рассказе случая. Злободневность «загадочного происшествия» писатель связывает с реформой судопроизводства, принятой 20 ноября 1864 года (хотя рассказ опубликован 20 лет спустя)1. У рассказа есть и другая особенность, заключающаяся в характере его речевой структуры: автор, не настаивая на самостоятельности проводимого в рассказе исследования, ссылается на реальное официальное лицо – Евгения Венцеславовича Пеликана2, в личном архиве которого и найдены отчеты и акты по поводу злополучного «дела». Благодаря этому композиция рассказа отличается, если можно так выразиться, стилистической дискретностью: в структуру авторской речи вживляются цельнооформленные фрагменты текстов совершенно иной стилистической тональности. Вступительная часть рассказа определяет мотив обращения к теме художественного исследования: «Печать лучше, чем что-либо иное может послужить сверке и оценке всяких мнений – как ошибочных, так и обстоятельных. Одним из лучших способов для этого служат сравнения, которых много можно привести из так называемых «памятей» о делах «доброго старого времени». Разумею не то настоящее «старое время», каким почитается в нашей истории до-Петровский период, а собственно время, предшествовавшее введению судебной реформы, которое нынче часто тоже
Стр.1