«Элементы официально-делового и научного стилей в поэтике Н.
Лескова <...> («Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)»
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
Рассказ Н. Лескова <...> Такая жанровая характеристика
традиционна
для
многих
рассказов
Лескова
и
предполагает
«иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе
проблеме характер приведенного в рассказе случая. <...> Злободневность
«загадочного
происшествия»
писатель
связывает
с
реформой
судопроизводства, принятой 20 ноября 1864 года (хотя рассказ опубликован
20 лет спустя)1. <...> У рассказа есть и другая особенность, заключающаяся в
характере его речевой структуры: автор, не настаивая на самостоятельности
проводимого в рассказе исследования, ссылается на реальное официальное
лицо – Евгения Венцеславовича Пеликана2, в личном архиве которого и
найдены отчеты и акты по поводу злополучного «дела». <...> Благодаря этому
композиция рассказа отличается, если можно так выразиться, стилистической
дискретностью:
в
структуру
авторской
речи
вживляются
цельнооформленные фрагменты текстов совершенно иной стилистической
тональности. <...> Итак,
идеологический
вопрос
поставлен:
может
ли
система
судопроизводства, какой бы совершенной она ни была, привлечь виновных в
преступлении к ответу. <...> Лесков, таким образом, изначально проводит параллель между делом
Красовского и делом о смерти пяти умалишенных женщин. <...> «В Орле, назад тому сорок лет, все от мала до велика были поражены,
что столь всем очевидное преступление у Красовского не раскрылось. <...> Одно из таких дел, интересных не только в судебном, но и в
научном отношении, представляет некоторый воронежский случай, заметки
о котором попались мне в бумагах покойного председателя медицинского
совета, Евгения Венцеславовича Пеликана. <...> Выделенные нами части фразы - обоснование выбранного писателем
речевого стиля или стилистической тональности, - официально-деловой <...>
Элементы_официально-делового_и_научного_стилей_в_поэтике_Н._Лескова_(«Загадочное_происшествие_в_сумасшедшем_доме»).pdf
«Элементы официально-делового и научного стилей в поэтике Н.
Лескова («Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»)»
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
Рассказ Н. Лескова «Загадочное происшествие в сумасшедшем доме»
впервые вышел в свет на страницах журнала «Новь», в 1884 году, и был
помечен в заголовке как «рассказ кстати». Такая жанровая характеристика
традиционна для многих рассказов Лескова и предполагает
«иллюстративный» по отношению к обсуждаемой в современном обществе
проблеме характер приведенного в рассказе случая. Злободневность
«загадочного происшествия» писатель связывает с реформой
судопроизводства, принятой 20 ноября 1864 года (хотя рассказ опубликован
20 лет спустя)1. У рассказа есть и другая особенность, заключающаяся в
характере его речевой структуры: автор, не настаивая на самостоятельности
проводимого в рассказе исследования, ссылается на реальное официальное
лицо – Евгения Венцеславовича Пеликана2, в личном архиве которого и
найдены отчеты и акты по поводу злополучного «дела». Благодаря этому
композиция рассказа отличается, если можно так выразиться, стилистической
дискретностью: в структуру авторской речи вживляются
цельнооформленные фрагменты текстов совершенно иной стилистической
тональности.
Вступительная часть рассказа определяет мотив обращения к теме
художественного исследования: «Печать лучше, чем что-либо иное может
послужить сверке и оценке всяких мнений – как ошибочных, так и
обстоятельных. Одним из лучших способов для этого служат сравнения,
которых много можно привести из так называемых «памятей» о делах
«доброго старого времени». Разумею не то настоящее «старое время», каким
почитается в нашей истории до-Петровский период, а собственно время,
предшествовавшее введению судебной реформы, которое нынче часто тоже
Стр.1