Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Айзман Д. Я.: биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID1368
АннотацияОб авторе (Айзман Давид Яковлевич). Очерк Б. С. Бугрова
Кому рекомендованоОб авторе
Айзман Д. Я.: биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1368 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» . <...>
Айзман_Д._Я._биобиблиографическая_справка.pdf
АЙЗМАН, Давид Яковлевич [14(26).III.1869, Николаев Херсонской губ.-- 26.IX.1922, Детское Село) -- прозаик, драматург, публицист. Воспитывался в провинциальной мелкобуржуазной еврейской семье, жившей в окружении рабочих низов и деклассированного городского люда. Отец А., мелкий торговец, был хорошим знатоком книг, много и увлеченно читал, печатался в еврейских газетах. В доме часто звучали имена Бокля, Бюхнера, Писарева, других выдающихся деятелей науки и культуры, велись бурные диспуты по вопросам философии, политики, истории, морали, искусства. После смерти отца А. в 12-летнем возрасте был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь: давал уроки, рисовал портреты с натуры, выполнял чертежные работы. Рано проявившимся интересом к литературе и искусству А. во многом был обязан своему старшему брату, бывшему ссыльному, владельцу книжного магазина и редактору местной либеральной газеты "Южанин". В этой газете были напечатаны первые литературные опыты А. (он был тогда учеником шестого класса). После окончания в 1886 г. Николаевского реального училища А. отправился в Одессу, где в 1890 г. поступил на живописное отделение рисовальной школы. Обучаясь в ней, он одновременно сотрудничал в газете "Одесский вестник", регулярно публиковал на ее страницах циклы фельетонов "По родным болотам" и "Очерки провинциальной жизни". В 1896 г., награжденный за успехи в рисовании бронзовой медалью, А. уехал в Париж, чтобы продолжить занятия живописью в Школе изящных искусств. Однако усилившаяся тяга к литературному творчеству изменила его планы. Вместе с женой, практикующим врачом, А. в 1898 г. поселился в глухой французской деревушке в Шампани. Написанный там -- в числе других произведений -- психологический очерк "Немножечко в сторону" был опубликован в майской книжке журнала "Русское богатство" за 1901 г. В 1904 г. "Русское богатство" издало первый сборник рассказов А. "Черные дни". В том же году он вернулся на родину. Осенью 1904 г. А. послал М. Горькому рассказ "Ледоход", который был одобрен и напечатан в V сб. "Знания" за 1905 г. Горькому импонировала позиция А. в еврейском вопросе, чуждая националистической ограниченности. Прозвучавшие в произведениях писателя призывы к единению во имя всеобщего освободительного движения, гневные разоблачения погромов создавали благоприятную почву для сближения с Горьким, сразу привлекшим его к работе в "Знании". В 1906 г. по инициативе Горького "Знание" выпустило первый том рассказов А. (второй том вышел в 1910 г.). Произведения А. стали периодически публиковаться на страницах литературно-художественных сборников "Знания", его имя получило известность в социал-демократических кругах. Организованные черносотенцами в Одессе, Екатеринославе и других южных городах еврейские погромы заставили А., в конце 1905 г. вновь уехать за границу -- в Италию и Францию, где он находился (исключая кратковременную поездку в 1908 г. в Петербург по литературным делам) до сентября 1909 г. В рассказах начала 900 гг. А. выступил как бытописатель социально обездоленных слоев еврейской эмиграции, угнетенной еврейской бедноты, к которой относился с нескрываемым сочувствием. Мужество стариков родителей, благословляющих детей на трудный жертвенный путь ("Ледоход"), горестная судьба бедняка еврея, с болью в сердце осознающего несправедливости жизни ("Гнев", 1905), душевные метания старого еврея, сошедшего с ума от зверств погромов и мечтающего уничтожить страшное "сердце бытия" как источник мук, обид, кровавых преступлений ("Сердце бытия", XVI сб. "Знания" за 1907 г.),-- таковы темы некоторых остросоциальных рассказов А. революционной эпохи, вызвавших похвалу Горького. Оставаясь в целом верным реалистическим традициям (хотя и не без примеси натуралистических тенденций в воспроизведении ужасов окружающей действительности), тяготея к углубленному психологическому конфликту, А. вместе с тем не чуждался возвышенных лирико-патетических интонаций, всемерно подчеркивал авторское субъективное начало. В более поздних повестях и рассказах А. эти черты его стилевой манеры усилились: вместо объективного, хотя и лиризованного, изложения, вместо выразительных предметных деталей, устремленных к психологической характеристике персонажей, он все чаще прибегал к резким, неожиданным "перебивкам" сюжетных построений, к пространным авторским отступлениям публицистического плана, выдержанным в однотонном абстрактно-символическом духе. С большим эмоциональным подъемом раскрывался героизм массовой революционной борьбы в наиболее значительном произведении А.-- трагедии "Терновый куст" (1907), действие которой протекало грозным летом 1905 г. в маленьком еврейском местечке на юге России. В центре ее -- судьба бедной семьи лудильщика Самсона, дети которого включаются в революционные сражения и один за другим погибают. Пробуждение классового самосознания еврейских низов, их растущая преданность молодому революционеру Манусу, который совершает террористический акт и умирает на виселице, героическая смерть на баррикадах его сестры Доры -- таковы узловые моменты сюжетной схемы "Тернового куста". Драматург сумел отобразить характер революционных битв, происходивших в стране, показать самоотверженность и мужество тех, кто отдавал жизнь во имя революции. "А. написал превосходную
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ