Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
ТЕРРИТОРИИ
Сборник научных трудов
Новосибирск, 2001
ББК 78.38
Б59
Редакционная коллегия:
кандидат педагогических наук Е.Б. Артемьева (отв. ред.),
кандидат педагогических наук Г.Б. Паршукова
Рецензенты: <...> В.А. Лопатина,
кандидат педагогических наук Н.И. Подкорытова
Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образоваБ59 тельном комплексе территории: Сб. науч. тр. <...> Реализация программы исследования позволила проследить степень и направления влияния информационно-библиотечных учреждений на интеллектуальный и культурный потенциал крупного города. <...> Изучение интеллектуального ресурса образовательных учреждений территории позволило выработать рекомендации по оптимизации их информационно-библиотечного обслуживания и созданию структур корпоративного информационного сопровождения образовательного процесса региона. <...> ISBN 5-94560-006-7
© Государственная публичная научно-техническая
библиотека Сибирского отделения Российской
академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2001
Содержание
Кожевникова Л.А., Паршукова Г.Б. <...> Тенденции развития и использования библиотечно-информационного потенциала Сибирского отделения Российской академии наук ............ 97
Федотова О.П., Каратаева Г.И. <...> Проблемно-ориентированная база
данных справочных и информационно-библиографических изданий
"Загрязнение и охрана окружающей среды": формирование, перспективы
использования, данные библиометрического анализа ...........................................149
Медведко Л.О., Баженов С.Р. <...> В универсуме человеческих знаний библиотечно-информационные ресурсы занимают особое место. <...> Цель проекта предполагает решение большого количества разноплановых <...>
Библиотечно-информационные_ресурсы_в_научно-образовательном_комплексе_территории.pdf
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
ТЕРРИТОРИИ
Сборник научных трудов
Новосибирск, 2001
Стр.1
ББК 78.38
Б59
Редакционная коллегия:
кандидат педагогических наук Е.Б. Артемьева (отв. ред.),
кандидат педагогических наук Г.Б. Паршукова
Рецензенты:
В.А. Лопатина,
кандидат педагогических наук Н.И. Подкорытова
Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образоваБ59
тельном комплексе территории: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН;
Отв. ред. Е.Б. Артемьева. — Новосибирск, 2001. — 184 с.
Материал сборника отражает результаты исследования библиотечноинформационной
среды крупного научного и образовательного центра. Реализация
программы исследования позволила проследить степень и направления
влияния информационно-библиотечных учреждений на интеллектуальный
и культурный потенциал крупного города. Изучение интеллектуального
ресурса образовательных учреждений территории позволило выработать
рекомендации по оптимизации их информационно-библиотечного обслуживания
и созданию структур корпоративного информационного сопровождения
образовательного процесса региона.
Сборник предназначен для широкого круга библиотечных работников,
аспирантов, преподавателей вузов культуры.
ISBN 5-94560-006-7
© Государственная публичная научно-техническая
библиотека Сибирского отделения Российской
академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2001
Стр.2
Содержание
Кожевникова Л.А., Паршукова Г.Б. Основные принципы и условия
формирования единого информационного пространства территории.................... 5
Нестерович Н.Н. Функции ведущих региональных библиотек как основа
их адаптации к социально-экономическим изменениям.......................................... 9
Васильчик Л.Р. Обслуживание студентов в ГПНТБ СО РАН..................................... 24
Павлова Л.П., Михневич Т.Ф. Место студентов вузов в читательской
аудитории академической библиотеки ..................................................................... 28
Процек В.П. Научно-методическая периодика в помощь высшей школе ................ 32
Пилко И.С. Образовательные услуги библиотек ......................................................... 38
Гендина Н.И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной
культуры личности........................................................................................ 44
Колкова Н.И., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры
пользователей в условиях библиотеки как элемента информационнообразовательной
среды .............................................................................................. 51
Паршукова Г.Б. Технология дистанционного обучения как организация
специфической образовательной информационной среды..................................... 58
Жарикова Л.А., Скарук Г.А., Бобко А.В. Информационные запросы студентов
Новосибирска: анализ и возможности поиска в систематическом
и электронном каталогах ГПНТБ СО РАН............................................................... 63
Цукерблат Д.М. Научное творчество и использование его результатов
в библиотечной практике........................................................................................... 75
Новикова Н.В. Роль научных библиотек в процессе экономического
образования................................................................................................................. 82
Исакова О.Н. Использование фондов патентной документации
ГПНТБ СО РАН в изобретательской деятельности вузов ...................................... 90
Дергилева Т.В. Тенденции развития и использования библиотечно-информационного
потенциала Сибирского отделения Российской академии наук............ 97
Федотова О.П., Каратаева Г.И. Основы формирования распределенного
резервно-страхового фонда изданий научно-исследовательских институтов
СО РАН в системе библиотек ведомства................................................................ 111
Ремизова Т.В. Проблема выбора источников вторичной информации
для выполнения запросов пользователей в универсальной научной
библиотеке (из опыта ГПНТБ СО РАН) ................................................................. 114
Свирюкова В.Г. Формирование фонда БД коллективного пользования
территории и организация справочно-библиографического обслуживания
на его основе ............................................................................................................. 119
Редькина Н.С. Эффективные инструменты изучения региональных научных
исследований (на примере наук о Земле) ............................................................... 123
3
Стр.3
Перегоедова Н.В. Проблемно-ориентированная База данных "Библиографические
пособия по Сибири и Дальнему Востоку": формирование, перспективы
использования.............................................................................................................141
Перегоедова Н.В., Мандринина Л.А. Проблемно-ориентированная база
данных справочных и информационно-библиографических изданий
"Загрязнение и охрана окружающей среды": формирование, перспективы
использования, данные библиометрического анализа ...........................................149
Медведко Л.О., Баженов С.Р. Тенденции развития научных исследований
по проблеме "Природные цеолиты, их свойства и применение"
по данным библиометрического анализа документально-информационных
потоков.......................................................................................................155
Сбитнева Г.И. Рекомендательная библиография в эпоху перемен..........................165
Красильникова И.Ю., Кукула Е.А. , Маковецкая Г.И. Электронное копирование
в услугах МБА академических библиотек .......................................................169
Скипор И.Л. Проблемы разработки аппарата оценки качества индексирования
в муниципальной автоматизированной библиотечной сети..........................178
Сведения об авторах .................................................................................................. . 182
4
Стр.4
Л.А. Кожевникова, Г.Б. Паршукова
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕРРИТОРИИ
Динамика и проблемность развития современного социума, новые организационные
формы существования науки и новые образовательные технологии
обусловили необходимость разработки механизма, обеспечивающего
устойчивое функционирование единого информационно-библиотечного
пространства территорий.
Информационно-библиотечные ресурсы — это составная часть интеллектуальной
среды территории, её системообразующий фактор. Не вызывает
сомнения, что эволюция интеллектуальной среды любого региона
обусловлена развитием научных, образовательных и культурных учреждений,
функционирующих в структуре общественного производства. Вокруг
них формируется соответствующая инфраструктура, базой которой являются
научные библиотеки. Именно библиотечные коммуникативные каналы
обеспечивают доступ, анализ и усвоение интеллектуальной информации;
с их помощью жители данного региона включаются в мировое информационное
пространство.
В универсуме человеческих знаний библиотечно-информационные ресурсы
занимают особое место. Отражая определенные фрагменты действительности,
представленные в документопотоке, через гностические образы
фиксируемых документов, через идентификацию их текстов, а также через
организацию документопотоков, библиотечно-информационные ресурсы
выступают в качестве продукта как материальной, так и духовной деятельности.
Их двойственное положение в когнитивном пространстве, то в виде
самостоятельного продукта (нового знания), то в виде инфраструктуры
регионального интеллектуального пространства, заставляет библиотечное
сообщество по-новому исследовать ценностно-ориентирующий уровень
отдельных компонентов информационно-библиотечных коммуникаций.
При этом следует иметь в виду, что библиокоммуникация — это метасистема,
элементы которой по-разному воздействуют как на мир документов,
так и на мир потребностей. Библиокоммуникация — это также полиструктурная
система, обладающая множеством разноплановых структур, которые
взаимосвязаны друг с другом единством целей, но развиваются по собственным
законам.
Исходя из обозначенной гипотезы, научный коллектив ГПНТБ СО
РАН составил программу исследования места и роли библиотечно-информационных
ресурсов в научно-образовательном пространстве сибирского
региона. Проект носит межрегиональный комплексный характер; его целью
является исследование закономерностей развития структуры и основных
5
Стр.5