Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 532175)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территории

0   0
Первый авторАртемьева Е. Б.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц184
ID13357
АннотацияМатериал сборника отражает результаты исследования библиотечно- информационной среды крупного научного и образовательного центра. Реализация программы исследования позволила проследить степень и направления влияния информационно-библиотечных учреждений на интеллектуальный и культурный потенциал крупного города. Изучение интеллектуального ресурса образовательных учреждений территории позволило выработать рекомендации по оптимизации их информационно-библиотечного обслуживания и созданию структур корпоративного информационного сопровождения образовательного процесса региона.
Кому рекомендованоДля широкого круга библиотечных работников, аспирантов, преподавателей вузов культуры.
Артемьева, Е.Б. Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территории [Электронный ресурс] / Е.Б. Артемьева .— сборник научных трудов .— Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2001 .— 184 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/13357

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ТЕРРИТОРИИ Сборник научных трудов Новосибирск, 2001 ББК 78.38 Б59 Редакционная коллегия: кандидат педагогических наук Е.Б. Артемьева (отв. ред.), кандидат педагогических наук Г.Б. Паршукова Рецензенты: <...> В.А. Лопатина, кандидат педагогических наук Н.И. Подкорытова Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образоваБ59 тельном комплексе территории: Сб. науч. тр. <...> Реализация программы исследования позволила проследить степень и направления влияния информационно-библиотечных учреждений на интеллектуальный и культурный потенциал крупного города. <...> Изучение интеллектуального ресурса образовательных учреждений территории позволило выработать рекомендации по оптимизации их информационно-библиотечного обслуживания и созданию структур корпоративного информационного сопровождения образовательного процесса региона. <...> ISBN 5-94560-006-7 © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2001 Содержание Кожевникова Л.А., Паршукова Г.Б. <...> Тенденции развития и использования библиотечно-информационного потенциала Сибирского отделения Российской академии наук ............ 97 Федотова О.П., Каратаева Г.И. <...> Проблемно-ориентированная база данных справочных и информационно-библиографических изданий "Загрязнение и охрана окружающей среды": формирование, перспективы использования, данные библиометрического анализа ...........................................149 Медведко Л.О., Баженов С.Р. <...> В универсуме человеческих знаний библиотечно-информационные ресурсы занимают особое место. <...> Цель проекта предполагает решение большого количества разноплановых <...>
Библиотечно-информационные_ресурсы_в_научно-образовательном_комплексе_территории.pdf
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ТЕРРИТОРИИ Сборник научных трудов Новосибирск, 2001
Стр.1
ББК 78.38 Б59 Редакционная коллегия: кандидат педагогических наук Е.Б. Артемьева (отв. ред.), кандидат педагогических наук Г.Б. Паршукова Рецензенты: В.А. Лопатина, кандидат педагогических наук Н.И. Подкорытова Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образоваБ59 тельном комплексе территории: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН; Отв. ред. Е.Б. Артемьева. — Новосибирск, 2001. — 184 с. Материал сборника отражает результаты исследования библиотечноинформационной среды крупного научного и образовательного центра. Реализация программы исследования позволила проследить степень и направления влияния информационно-библиотечных учреждений на интеллектуальный и культурный потенциал крупного города. Изучение интеллектуального ресурса образовательных учреждений территории позволило выработать рекомендации по оптимизации их информационно-библиотечного обслуживания и созданию структур корпоративного информационного сопровождения образовательного процесса региона. Сборник предназначен для широкого круга библиотечных работников, аспирантов, преподавателей вузов культуры. ISBN 5-94560-006-7 © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2001
Стр.2
Содержание Кожевникова Л.А., Паршукова Г.Б. Основные принципы и условия формирования единого информационного пространства территории.................... 5 Нестерович Н.Н. Функции ведущих региональных библиотек как основа их адаптации к социально-экономическим изменениям.......................................... 9 Васильчик Л.Р. Обслуживание студентов в ГПНТБ СО РАН..................................... 24 Павлова Л.П., Михневич Т.Ф. Место студентов вузов в читательской аудитории академической библиотеки ..................................................................... 28 Процек В.П. Научно-методическая периодика в помощь высшей школе ................ 32 Пилко И.С. Образовательные услуги библиотек ......................................................... 38 Гендина Н.И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности........................................................................................ 44 Колкова Н.И., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры пользователей в условиях библиотеки как элемента информационнообразовательной среды .............................................................................................. 51 Паршукова Г.Б. Технология дистанционного обучения как организация специфической образовательной информационной среды..................................... 58 Жарикова Л.А., Скарук Г.А., Бобко А.В. Информационные запросы студентов Новосибирска: анализ и возможности поиска в систематическом и электронном каталогах ГПНТБ СО РАН............................................................... 63 Цукерблат Д.М. Научное творчество и использование его результатов в библиотечной практике........................................................................................... 75 Новикова Н.В. Роль научных библиотек в процессе экономического образования................................................................................................................. 82 Исакова О.Н. Использование фондов патентной документации ГПНТБ СО РАН в изобретательской деятельности вузов ...................................... 90 Дергилева Т.В. Тенденции развития и использования библиотечно-информационного потенциала Сибирского отделения Российской академии наук............ 97 Федотова О.П., Каратаева Г.И. Основы формирования распределенного резервно-страхового фонда изданий научно-исследовательских институтов СО РАН в системе библиотек ведомства................................................................ 111 Ремизова Т.В. Проблема выбора источников вторичной информации для выполнения запросов пользователей в универсальной научной библиотеке (из опыта ГПНТБ СО РАН) ................................................................. 114 Свирюкова В.Г. Формирование фонда БД коллективного пользования территории и организация справочно-библиографического обслуживания на его основе ............................................................................................................. 119 Редькина Н.С. Эффективные инструменты изучения региональных научных исследований (на примере наук о Земле) ............................................................... 123 3
Стр.3
Перегоедова Н.В. Проблемно-ориентированная База данных "Библиографические пособия по Сибири и Дальнему Востоку": формирование, перспективы использования.............................................................................................................141 Перегоедова Н.В., Мандринина Л.А. Проблемно-ориентированная база данных справочных и информационно-библиографических изданий "Загрязнение и охрана окружающей среды": формирование, перспективы использования, данные библиометрического анализа ...........................................149 Медведко Л.О., Баженов С.Р. Тенденции развития научных исследований по проблеме "Природные цеолиты, их свойства и применение" по данным библиометрического анализа документально-информационных потоков.......................................................................................................155 Сбитнева Г.И. Рекомендательная библиография в эпоху перемен..........................165 Красильникова И.Ю., Кукула Е.А. , Маковецкая Г.И. Электронное копирование в услугах МБА академических библиотек .......................................................169 Скипор И.Л. Проблемы разработки аппарата оценки качества индексирования в муниципальной автоматизированной библиотечной сети..........................178 Сведения об авторах .................................................................................................. . 182 4
Стр.4
Л.А. Кожевникова, Г.Б. Паршукова ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕРРИТОРИИ Динамика и проблемность развития современного социума, новые организационные формы существования науки и новые образовательные технологии обусловили необходимость разработки механизма, обеспечивающего устойчивое функционирование единого информационно-библиотечного пространства территорий. Информационно-библиотечные ресурсы — это составная часть интеллектуальной среды территории, её системообразующий фактор. Не вызывает сомнения, что эволюция интеллектуальной среды любого региона обусловлена развитием научных, образовательных и культурных учреждений, функционирующих в структуре общественного производства. Вокруг них формируется соответствующая инфраструктура, базой которой являются научные библиотеки. Именно библиотечные коммуникативные каналы обеспечивают доступ, анализ и усвоение интеллектуальной информации; с их помощью жители данного региона включаются в мировое информационное пространство. В универсуме человеческих знаний библиотечно-информационные ресурсы занимают особое место. Отражая определенные фрагменты действительности, представленные в документопотоке, через гностические образы фиксируемых документов, через идентификацию их текстов, а также через организацию документопотоков, библиотечно-информационные ресурсы выступают в качестве продукта как материальной, так и духовной деятельности. Их двойственное положение в когнитивном пространстве, то в виде самостоятельного продукта (нового знания), то в виде инфраструктуры регионального интеллектуального пространства, заставляет библиотечное сообщество по-новому исследовать ценностно-ориентирующий уровень отдельных компонентов информационно-библиотечных коммуникаций. При этом следует иметь в виду, что библиокоммуникация — это метасистема, элементы которой по-разному воздействуют как на мир документов, так и на мир потребностей. Библиокоммуникация — это также полиструктурная система, обладающая множеством разноплановых структур, которые взаимосвязаны друг с другом единством целей, но развиваются по собственным законам. Исходя из обозначенной гипотезы, научный коллектив ГПНТБ СО РАН составил программу исследования места и роли библиотечно-информационных ресурсов в научно-образовательном пространстве сибирского региона. Проект носит межрегиональный комплексный характер; его целью является исследование закономерностей развития структуры и основных 5
Стр.5