Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Серебряный век в Подмосковье: сборник (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБобров Александр Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц213
ID12988
АннотацияСеребряный век - сиреневая заря начала ХХ века, магическое словосочетание для всякого любителя поэзии. Что вмещает в себя это завораживающее понятье и почему таких разных поэтов объединяет оно? Наконец, почему “Серебряный век в Подмосковье”? Восемьдесят процентов многочисленных изданий, включая книги о том же Серебряном веке, выходят в Москве и Питере. Про эфирные возможности нечего и говорить: сняты десятки телефильмов об адресах и поэтах этой эпохи в двух столицах. Но разве только среди каменных громад открывались им красоты и просторы России? На эти вопросы интересно и свежо отвечает своей новой книгой поэт, публицист, неутомимый путешественник и знаток Московии Александр Бобров. В книге подробно описано, с приметами прошлого времени и чертами современности, с фотографиями и стихами-посвящениями, около 33 памятных мест Московии - от Шахматово А. Блока и Коломны А. Ахматовой до Голицыно М. Цветаевой и Молодей Б. Пастернака, а упомянуто – больше ста. Она приглашает читателей по знаменитым и мало известным поэтическим маршрутам Серебряного века - этого грандиозного духовного явления.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Бобров, А.А. Серебряный век в Подмосковье: сборник / А.А. Бобров .— : [Б.и.], 2007 .— 213 с. — URL: https://rucont.ru/efd/12988 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Александр БОБРОВ Серебряный век в Подмосковье Москва 2007 2 Бобров, А. <...> Серебряный век - сиреневая заря начала ХХ века, магическое словосочетание для всякого любителя поэзии. <...> В книге подробно описано, с приметами прошлого времени и чертами современности, с фотографиями и стихами-посвящениями, около 33 памятных мест Московии - от Шахматово А. <...> ОГЛАВЛЕНИЕ 3 ВСТУПЛЕНИЕ В буйстве подмосковной сирени С ВЫСОТЫ ЖУРАВЛИНОГО ПОЛЕТА Дачно-творческие места Подмосковья ПОДМОСКОВНЫЙ ШИПОВНИК (Анна Ахматова) ПУТЬ, ОТКРЫТЫЙ ВЗОРАМ (Александр Блок) НА РАННИХ ПОДМОСКОВНЫХ ПОЕЗДАХ (Борис Пастернак) ПРИРОДА, ЖЕНЩИНА, КРАСОТА (Константин Бальмонт) СЫН МОСКОВИИ В МОДЕРНЕ (Валерий Брюсов) ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ КУЧИНО (Андрей Белый) РОССИЯ, РОДИНА МОЯ! <...> ПУШКИНСКОЕ СОЛНЦЕ (Владимир Маяковский) ДВЕ РЕКИ: ИСТРА - ЛЕТА (Илья Эренбург) ОТ УСАДЕБ ДО ДЕРЕВНИ (К. <...> Сегодня напевы - серее, Но, как ни сгущается мрак, Мне видятся в буйстве сирени Ахматова, Блок, Пастернак… Серебряный век - сиреневая заря начала ХХ века, магическое словосочетание для всякого любителя поэзии. <...> Первый тут, конечно, другой великий Александр - Блок, который 36 лет (именно - лет, как по поговорке: сколько зим, сколько лет?) из отпущенных судьбой сорока с половиной годов провел в Шахматово. <...> В 36-летнем возрасте, перед отправкой на фронт, в последний раз он посетил сельцо Шахматово, но до крайних дней угасания вспоминал любимые края Подмосковья, о чем свидетельствуют дневниковые записи. <...> Во вступительных стихах есть заключительная строка с главными для понимания эпохи именами: ―Ахматова, Блок, Пастернак‖. <...> На мой взгляд, это ключевые и самые известные, широко цитируемые поэты Серебряного века. <...> А та дорога, где Донской когда-то Вел рать свою в немыслимый поход, Где ветер помнит клики супостата И клич победы на крылах <...>
Серебряный_век_в_Подмосковье_сборник.pdf
1 Александр БОБРОВ Серебряный век в Подмосковье Москва 2007
Стр.1
2 Бобров, А. Серебряный век в Подмосковье / А. Бобров. – М.: 2007. Серебряный век - сиреневая заря начала ХХ века, магическое словосочетание для всякого любителя поэзии. Что вмещает в себя это завораживающее понятье и почему таких разных поэтов объединяет оно? Наконец, почему ―Серебряный век в Подмосковье‖? Все крутится сегодня вокруг столичных финансово-медийных центров. Восемьдесят процентов многочисленных изданий, включая книги о том же Серебряном веке, выходят в Москве и Питере. Про эфирные возможности нечего и говорить: сняты десятки телефильмов об адресах и поэтах этой эпохи в двух столицах. Но разве только среди каменных громад открывались им красоты и просторы России? На эти вопросы интересно и свежо отвечает своей новой книгой поэт, публицист, неутомимый путешественник и знаток Московии Александр Бобров. В книге подробно описано, с приметами прошлого времени и чертами современности, с фотографиями и стихами-посвящениями, около 33 памятных мест Московии - от Шахматово А. Блока и Коломны А. Ахматовой до Голицыно М. Цветаевой и Молодей Б. Пастернака, а упомянуто – больше ста. Она приглашает читателей по знаменитым и мало известным поэтическим маршрутам Серебряного века - этого грандиозного духовного явления. Об авторе: Александр БОБРОВ – поэт, публицист, кандидат филологических наук, автор двадцати книг стихов и песен, а также многих книг путевой и просветительской прозы: «Белая дорога. На север по московской долготе», «Русский месяцеслов на все времена», « Москва-река от истока до устья», «Лечебные грязи и целительные источники», «По рекам Московии», «Московская частушка» и др. Последние три книги из названных вышли в издательстве «Алгоритм». Новая книга «Серебряный век Подмосковья» - плод многих исследований и дорог по Московии А. Боброва как лирика, критика и журналиста, ведущего программы «Листая летопись времен» на РТВ «Подмосковье». ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.2
3 ВСТУПЛЕНИЕ В буйстве подмосковной сирени С ВЫСОТЫ ЖУРАВЛИНОГО ПОЛЕТА Дачно-творческие места Подмосковья ПОДМОСКОВНЫЙ ШИПОВНИК (Анна Ахматова) ПУТЬ, ОТКРЫТЫЙ ВЗОРАМ (Александр Блок) НА РАННИХ ПОДМОСКОВНЫХ ПОЕЗДАХ (Борис Пастернак) ПРИРОДА, ЖЕНЩИНА, КРАСОТА (Константин Бальмонт) СЫН МОСКОВИИ В МОДЕРНЕ (Валерий Брюсов) ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ КУЧИНО (Андрей Белый) РОССИЯ, РОДИНА МОЯ! (Марина Цветаева) ПУШКИНСКОЕ СОЛНЦЕ (Владимир Маяковский) ДВЕ РЕКИ: ИСТРА - ЛЕТА (Илья Эренбург) ОТ УСАДЕБ ДО ДЕРЕВНИ (К.Р. и В.Соловьѐв, С. Клычков, С. Есенин) ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Приглашение в дорогу Вступление
Стр.3
4 В БУЙСТВЕ ПОДМОСКОВНОЙ СИРЕНИ Приходит весна к изголовью, И песни слетают с высот. Серебряный век - Подмосковью Сиреневый отсвет несѐт. Сегодня напевы - серее, Но, как ни сгущается мрак, Мне видятся в буйстве сирени Ахматова, Блок, Пастернак… Серебряный век - сиреневая заря начала ХХ века, магическое словосочетание для всякого любителя поэзии. Что вмещает в себя это завораживающее понятье и почему таких разных поэтов объединяет оно? Наконец, почему ―Серебряный век в Подмосковье‖? Постараюсь во вступлении сразу ответить на последний и главный для книги вопрос, а через него обращусь и к двум первым. Начну кратко с убеждения: без подмосковного Захарово не родился бы величайший национальный поэт Пушкин. Но так же, как век назад маленького Сашу, мудрая бабушка Мария Алексеевна от московских гостиных, где звучала французская речь, увезла в очаровательное Захарово - в мир русской природы, простонародной речи и сказки, так и на заре ХХ века Подмосковье стало колыбелью и лучшим уголком Отчизны для многих русских поэтов. Первый тут, конечно, другой великий Александр - Блок, который 36 лет (именно - лет, как по поговорке: сколько зим, сколько лет?) из отпущенных судьбой сорока с половиной годов провел в Шахматово. Еще полугодовалого Сашу, в 1881 году, до всякого Серебряного века, мать Александра Андреевна, можно сказать, принесла на руках от станции Подсолнечная в имение деда мальчика - Андрея Николаевича Бекетова. В 36-летнем возрасте, перед отправкой на фронт, в последний раз он посетил сельцо Шахматово, но до крайних дней угасания вспоминал любимые края Подмосковья, о чем свидетельствуют дневниковые записи. Впрочем, это уже классический пример, к которому мы вернемся в отдельной главе. Во вступительных стихах есть заключительная строка с главными для понимания эпохи именами: ―Ахматова, Блок, Пастернак‖. На мой взгляд, это ключевые и самые известные, широко цитируемые поэты Серебряного века. Про Блока я уже упомянул, а вот что хочется кратко сказать про Анну Андреевну. Она, если вникнуть в ее творчество и биографию, с одной стороны, любила и в совершенстве знала творчество Пушкина и Петербург (―Это - моѐ!‖), а с другой - испытывала известную "бездомность и бесприютность" в Ленинграде, где была формально прописана и имела комнату (а с лета 1955 года и литфондовский домик в писательском поселке Комарово), но там же перенесла столько бед, потерь, отчужденности... Московия была для нее душевным пристанищем. Мне довелось принимать участие в издании полного собрания сочинения Анны Ахматовой - со всеми дневниками, вариантами и полными комментариями. Я просто поразился: как она, истинно русский поэт, любила и понимала Москву, величала, по свидетельствам близких, столицу - матушкой. Трепетно почитала святую Москву-реку от подмосковного тогда села Коломенское с его храмом Вознесения Господня до кремля Коломны на устье Москвы. О Троице-Сергиевой Лавре уверенно говорила, что это лучшее место на земле. Вообще, Подмосковье называла ослепительным. Многие произведения разного жанра у Анны Ахматовой связаны с московской землей, написаны здесь или навеяны Москвой и Подмосковьем - только прямых стихотворных посвящений москвичам у нее более двадцати пяти! А ведь она почти не писала писем, предпочитала телеграммы, но вот стихотворные послания - летели в Московию. Меня влекут дороги Подмосковья, Как будто клад я закопала там, Клад этот называется любовью,
Стр.4
5 И я его тебе сейчас отдам. И в кронах лип столетняя дремота, И Пушкин, Герцен. Что за имена! Мы близки от такого поворота, Где вся окрестность на века видна. А та дорога, где Донской когда-то Вел рать свою в немыслимый поход, Где ветер помнит клики супостата И клич победы на крылах несет… Часть войска Дмитрия Донского шла к бродам на реке Лопасне и к Куликову полю по Серпуховской дороге через древнее село Молоди, где провел памятное лето Пастернак. Подлинный и полный Борис Пастернак вообще немыслим без Подмосковья. Многим сразу приходит на ум его многолетнее пребывание на даче-усадьбе в поселке Переделкино, где находится сегодня дом-музей, или всплывают строчки ―На ранних поездах‖, но мало кто знает, что юноша из художественной семьи, учившийся в Марбурге, истово полюбил родную землю и труд на ней, не интеллектуальный, а черный, физический - в подмосковном Корзинкине. Многие ли знают, где это и что это значило для молодого Бориса? В послереволюционный год невозможно стало прокормиться профессиональным творчеством ни отцу-художнику - Л.О. Пастернаку, ни сыну - уже состоявшемуся поэту. Необходимым подспорьем и выходом из тупика стала работа на земле. Летом 1918 года родители с сестрами жили на даче у издателя А. Штибеля, в бывшем имении Корзинкино в 20 минутах ходьбы от Очаковской платформы по Киевской железной дороге. Весной подняли и засеяли небольшой огород и в предчувствии голодной зимы растили овощи и картошку. Есть зарисовки Леонида Пастернака с Бори, Шуры и Лиды, пропалывающих грядки и окучивающих картошку, с дома и фруктового сада, принесшего в тот год щедрый урожай яблок, в уборке которого они участвовали. Теперь эти делянки - уже Москва. Но остались другие подмосковные пенаты Пастернаков, описанные в книге. Поразительно, например, что я несколько раз приезжал в Чеховский район, два раза снимал телепрограммы в историческом селе Молоди, беседовал со старожилами и энергичной заведующей библиотекой Любовью Владимировной, но лишь читая воспоминания поэта и письма Бориса Пастернака моему однофамильцу Сергею Боброву, узнал, связал своем сознании, что он все лето 1913 года провел на даче, снятой родителями... в Молодях. И не просто отдыхал после сдачи экзаменов, а собирался за лето подготовить книгу статей ―Символизм и бессмертие‖, но вместо теоретической прозы полились на этой многострадальной и благословенной земле стихи, которые составили первую книгу поэта ―Близнец в тучах‖. Да, Молоди впрямую – названиями и узнаваемыми реалиями – не вошли в льющиеся стихи, но подарили чувство природы и родной стихии. Пастернак сказал с трибуны конгресса писателей-антифашистов в Париже: ―Поэзию ищут всюду, а она в траве‖, а потом к ужасу официальных лиц добавил: ―Ради бога, не объединяйтесь!‖. Это плодотворное ощущение поэзии, таящейся в траве, пришло к нему на подмосковной земле, в частности – в Молодях, на земле грандиозной битвы за Русь. Однако, похоже, в Чеховском районе настолько все увлечены Чеховым, что плодотворное здешнее лето Пастернака - почти не в счет. Правда, и Чехов связан с Серебряным веком не только тем, что он был современником прославленных поэтов, но и читал их, оставлял свои суждения - то иронические в адрес брюсовской строки: ―О, закрой свои бледные ноги‖, то восторженно писал Бальмонту, как высоко он ценит его поэзию Весны и Света. А подмосковные адреса скиталицы Марины Цветаевой? Да об этом надо просто отдельную книгу писать! Так что Подмосковье - это сонм памятных литературных мест и славных имен Серебряного века. * * *
Стр.5