1
Александр БОБРОВ
Серебряный век в Подмосковье
Москва
2007
Стр.1
2
Бобров, А.
Серебряный век в Подмосковье / А. Бобров. – М.: 2007.
Серебряный век - сиреневая заря начала ХХ века, магическое словосочетание для
всякого любителя поэзии. Что вмещает в себя это завораживающее понятье и почему
таких разных поэтов объединяет оно? Наконец, почему ―Серебряный век в Подмосковье‖?
Все крутится сегодня вокруг столичных финансово-медийных центров. Восемьдесят
процентов многочисленных изданий, включая книги о том же Серебряном веке, выходят
в Москве и Питере. Про эфирные возможности нечего и говорить: сняты десятки
телефильмов об адресах и поэтах этой эпохи в двух столицах. Но разве только среди
каменных громад открывались им красоты и просторы России?
На эти вопросы интересно и свежо отвечает своей новой книгой поэт, публицист,
неутомимый путешественник и знаток Московии Александр Бобров.
В книге подробно описано, с приметами прошлого времени и чертами
современности, с фотографиями и стихами-посвящениями, около 33 памятных мест
Московии - от Шахматово А. Блока и Коломны А. Ахматовой до Голицыно М. Цветаевой
и Молодей Б. Пастернака, а упомянуто – больше ста. Она приглашает читателей по
знаменитым и мало известным поэтическим маршрутам Серебряного века - этого
грандиозного духовного явления.
Об авторе:
Александр БОБРОВ – поэт, публицист, кандидат филологических наук, автор
двадцати книг стихов и песен, а также многих книг путевой и просветительской
прозы: «Белая дорога. На север по московской долготе», «Русский месяцеслов на
все времена», « Москва-река от истока до устья», «Лечебные грязи и целительные
источники», «По рекам Московии», «Московская частушка» и др. Последние три
книги из названных вышли в издательстве «Алгоритм».
Новая книга «Серебряный век Подмосковья» - плод многих исследований и
дорог по Московии А. Боброва как лирика, критика и журналиста, ведущего
программы «Листая летопись времен» на РТВ «Подмосковье».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.2
3
ВСТУПЛЕНИЕ
В буйстве подмосковной сирени
С ВЫСОТЫ ЖУРАВЛИНОГО ПОЛЕТА
Дачно-творческие места Подмосковья
ПОДМОСКОВНЫЙ ШИПОВНИК (Анна Ахматова)
ПУТЬ, ОТКРЫТЫЙ ВЗОРАМ (Александр Блок)
НА РАННИХ ПОДМОСКОВНЫХ ПОЕЗДАХ (Борис Пастернак)
ПРИРОДА, ЖЕНЩИНА, КРАСОТА (Константин Бальмонт)
СЫН МОСКОВИИ В МОДЕРНЕ (Валерий Брюсов)
ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ КУЧИНО (Андрей Белый)
РОССИЯ, РОДИНА МОЯ! (Марина Цветаева)
ПУШКИНСКОЕ СОЛНЦЕ (Владимир Маяковский)
ДВЕ РЕКИ: ИСТРА - ЛЕТА (Илья Эренбург)
ОТ УСАДЕБ ДО ДЕРЕВНИ (К.Р. и В.Соловьѐв, С. Клычков, С. Есенин)
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Приглашение в дорогу
Вступление
Стр.3
4
В БУЙСТВЕ ПОДМОСКОВНОЙ СИРЕНИ
Приходит весна к изголовью,
И песни слетают с высот.
Серебряный век - Подмосковью
Сиреневый отсвет несѐт.
Сегодня напевы - серее,
Но, как ни сгущается мрак,
Мне видятся в буйстве сирени
Ахматова, Блок, Пастернак…
Серебряный век - сиреневая заря начала ХХ века, магическое словосочетание для
всякого любителя поэзии. Что вмещает в себя это завораживающее понятье и почему
таких разных поэтов объединяет оно? Наконец, почему ―Серебряный век в Подмосковье‖?
Постараюсь во вступлении сразу ответить на последний и главный для книги вопрос,
а через него обращусь и к двум первым. Начну кратко с убеждения: без подмосковного
Захарово не родился бы величайший национальный поэт Пушкин. Но так же, как век
назад маленького Сашу, мудрая бабушка Мария Алексеевна от московских гостиных, где
звучала французская речь, увезла в очаровательное Захарово - в мир русской природы,
простонародной речи и сказки, так и на заре ХХ века Подмосковье стало колыбелью и
лучшим уголком Отчизны для многих русских поэтов. Первый тут, конечно, другой
великий Александр - Блок, который 36 лет (именно - лет, как по поговорке: сколько зим,
сколько лет?) из отпущенных судьбой сорока с половиной годов провел в Шахматово.
Еще полугодовалого Сашу, в 1881 году, до всякого Серебряного века, мать Александра
Андреевна, можно сказать, принесла на руках от станции Подсолнечная в имение деда
мальчика - Андрея Николаевича Бекетова. В 36-летнем возрасте, перед отправкой на
фронт, в последний раз он посетил сельцо Шахматово, но до крайних дней угасания
вспоминал любимые края Подмосковья, о чем свидетельствуют дневниковые записи.
Впрочем, это уже классический пример, к которому мы вернемся в отдельной главе.
Во вступительных стихах есть заключительная строка с главными для понимания
эпохи именами: ―Ахматова, Блок, Пастернак‖. На мой взгляд, это ключевые и самые
известные, широко цитируемые поэты Серебряного века. Про Блока я уже упомянул, а вот
что хочется кратко сказать про Анну Андреевну. Она, если вникнуть в ее творчество и
биографию, с одной стороны, любила и в совершенстве знала творчество Пушкина и
Петербург (―Это - моѐ!‖), а с другой - испытывала известную "бездомность и
бесприютность" в Ленинграде, где была формально прописана и имела комнату (а с лета
1955 года и литфондовский домик в писательском поселке Комарово), но там же
перенесла столько бед, потерь, отчужденности... Московия была для нее душевным
пристанищем. Мне довелось принимать участие в издании полного собрания сочинения
Анны Ахматовой - со всеми дневниками, вариантами и полными комментариями. Я
просто поразился: как она, истинно русский поэт, любила и понимала Москву, величала,
по свидетельствам близких, столицу - матушкой. Трепетно почитала святую Москву-реку
от подмосковного тогда села Коломенское с его храмом Вознесения Господня до кремля
Коломны на устье Москвы. О Троице-Сергиевой Лавре уверенно говорила, что это лучшее
место на земле. Вообще, Подмосковье называла ослепительным. Многие произведения
разного жанра у Анны Ахматовой связаны с московской землей, написаны здесь или
навеяны Москвой и Подмосковьем - только прямых стихотворных посвящений москвичам
у нее более двадцати пяти! А ведь она почти не писала писем, предпочитала телеграммы,
но вот стихотворные послания - летели в Московию.
Меня влекут дороги Подмосковья,
Как будто клад я закопала там,
Клад этот называется любовью,
Стр.4
5
И я его тебе сейчас отдам.
И в кронах лип столетняя дремота,
И Пушкин, Герцен. Что за имена!
Мы близки от такого поворота,
Где вся окрестность на века видна.
А та дорога, где Донской когда-то
Вел рать свою в немыслимый поход,
Где ветер помнит клики супостата
И клич победы на крылах несет…
Часть войска Дмитрия Донского шла к бродам на реке Лопасне и к Куликову полю
по Серпуховской дороге через древнее село Молоди, где провел памятное лето Пастернак.
Подлинный и полный Борис Пастернак вообще немыслим без Подмосковья. Многим
сразу приходит на ум его многолетнее пребывание на даче-усадьбе в поселке
Переделкино, где находится сегодня дом-музей, или всплывают строчки ―На ранних
поездах‖, но мало кто знает, что юноша из художественной семьи, учившийся в Марбурге,
истово полюбил родную землю и труд на ней, не интеллектуальный, а черный,
физический - в подмосковном Корзинкине. Многие ли знают, где это и что это значило
для молодого Бориса? В послереволюционный год невозможно стало прокормиться
профессиональным творчеством ни отцу-художнику - Л.О. Пастернаку, ни сыну - уже
состоявшемуся поэту. Необходимым подспорьем и выходом из тупика стала работа на
земле. Летом 1918 года родители с сестрами жили на даче у издателя А. Штибеля, в
бывшем имении Корзинкино в 20 минутах ходьбы от Очаковской платформы по Киевской
железной дороге. Весной подняли и засеяли небольшой огород и в предчувствии голодной
зимы растили овощи и картошку. Есть зарисовки Леонида Пастернака с Бори, Шуры и
Лиды, пропалывающих грядки и окучивающих картошку, с дома и фруктового сада,
принесшего в тот год щедрый урожай яблок, в уборке которого они участвовали. Теперь
эти делянки - уже Москва. Но остались другие подмосковные пенаты Пастернаков,
описанные в книге.
Поразительно, например, что я несколько раз приезжал в Чеховский район, два раза
снимал телепрограммы в историческом селе Молоди, беседовал со старожилами и
энергичной заведующей библиотекой Любовью Владимировной, но лишь читая
воспоминания поэта и письма Бориса Пастернака моему однофамильцу Сергею Боброву,
узнал, связал своем сознании, что он все лето 1913 года провел на даче, снятой
родителями... в Молодях. И не просто отдыхал после сдачи экзаменов, а собирался за лето
подготовить книгу статей ―Символизм и бессмертие‖, но вместо теоретической прозы
полились на этой многострадальной и благословенной земле стихи, которые составили
первую книгу поэта ―Близнец в тучах‖. Да, Молоди впрямую – названиями и узнаваемыми
реалиями – не вошли в льющиеся стихи, но подарили чувство природы и родной стихии.
Пастернак сказал с трибуны конгресса писателей-антифашистов в Париже: ―Поэзию ищут
всюду, а она в траве‖, а потом к ужасу официальных лиц добавил: ―Ради бога, не
объединяйтесь!‖. Это плодотворное ощущение поэзии, таящейся в траве, пришло к нему
на подмосковной земле, в частности – в Молодях, на земле грандиозной битвы за Русь.
Однако, похоже, в Чеховском районе настолько все увлечены Чеховым, что плодотворное
здешнее лето Пастернака - почти не в счет. Правда, и Чехов связан с Серебряным веком не
только тем, что он был современником прославленных поэтов, но и читал их, оставлял
свои суждения - то иронические в адрес брюсовской строки: ―О, закрой свои бледные
ноги‖, то восторженно писал Бальмонту, как высоко он ценит его поэзию Весны и Света.
А подмосковные адреса скиталицы Марины Цветаевой? Да об этом надо просто
отдельную книгу писать! Так что Подмосковье - это сонм памятных литературных мест и
славных имен Серебряного века.
* * *
Стр.5