ЗЛАТОВРАТСКИЙ, Николай Николаевич [14(26).XII.1845, Владимир -- 10(23).ХII.1911, Москва]
-- прозаик. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия. Отец З. был человеком
прогрессивных убеждений и достаточно хорошо образованным. От него он впервые услышал о деятелях
революционно-демократического движения, у него научился уважать и любить народ. Большое влияние
на формирование взглядов писателя оказал его дядя А. П. Златовратский, близкий друг Н. А.
Добролюбова. Учился З. во Владимирской гимназии, которую окончил в 1864 г. Образование там было
поставлено плохо, и З. много и серьезно занимался самообразованием: читал "Колокол". сочинения В. Г.
Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского,М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихи А. В. Кольцова и
Н. А. Некрасова. Принимал участие в редактировании рукописного журнала "Наши думы и стремления",
который выпускали гимназисты, и там поместил свои первые произведения. Об этом периоде своей жизни
З. рассказывал: "Я писал стихи по Кольцову и по Некрасову, писал рассказы по Тургеневу и
Помяловскому, написал даже по Островскому целую драму из народного быта в подражание его "Грозе"
и, наконец, стал писать даже классные задачки по Белинскому и Добролюбову" (Воспоминания.-- М.,
1956.-- С. 194). Одновременно с обучением в гимназии окончил двухгодичные курсы и получил звание
частного землемера-таксатора. В 1864 г. поступил вольнослушателем на словесный факультет
Московского университета, но через год из-за недостатка средств вынужден был его оставить и переехать
в Петербург. Там выдержал вступительные экзамены в Технологический институт. Однако мечту
получить высшее образование З. осуществить так и не удалось. Материальная необеспеченность (а она
преследовала его до конца дней) вынудила писателя в 1866 г. поступить корректором в газету "Сын
отечества". В том же году З. под псевдонимом Н. Череванин опубликовал свой первый рассказ
"Чупринский мир" (Отечественные записки.-- No 8.-- Кн. 1), где в весьма непривлекательном виде
изобразил темных и забитых мужиков, которым предстояло подписать уставную грамоту. Вслед за этим
он начал активно сотрудничать в журналах "Искра", "Будильник" и в газете "Неделя", где были
напечатаны его очерки и рассказы, посвященные преимущественно жизни пореформенной русской
деревни ("Деревенские шутники", "Падеж скота", "Провинциальные письма" и др.), а также жизни
рабочих ("Рассказы заводского хлопца"). З. следующим образом оценивал свои первые литературные
опыты: "Очерки и рассказы, напечатанные в "Искре" и "Будильнике", исключительно посвящены
народному и провинциальному быту, по наблюдениям, главным образом почерпнутым им самим из своей
землемерной практики. Почти все эти очерки носили резкий обличительно-реалистический характер,
подражая общему тону тогдашней популярной беллетристики и не отличаясь еще яркой
индивидуальностью" (Воспоминания.-- с. 8). Это признание во многом объясняет происхождение
псевдонима Маленький Щедрин, которым З. подписывал многие свои произведения и который должен
был указать на приверженность молодого писателя сатирическому направлению. Но вскоре З. понял, что
сатира чужда его дарованию. Гораздо ближе ему оказалось творчество писателей-демократов Ф. Д.
Нефедова и А. И. Левитова, черпавших темы своих произведений из жизни, которую он сам хорошо знал.
В начале 70 гг. З. возвратился в родные места и вскоре создал целый цикл произведений, в которых
проявил себя серьезным исследователем сложных процессов, происходивших в пореформенной деревне,
и выразителем взглядов и настроений, близких к главному течению общественно-политической мысли
того времени -- народничеству. Об этом свидетельствовало первое большое произведение З.-- повесть
"Крестьяне-присяжные" (Отечественные записки.-- 1874.-- No 12; 1875.-- No 3). О влиянии, которое
оказало на него участие в революционно-демократическом журнале "Отечественные записки", З. позднее
писал Салтыкову-Щедрину: "Вы сами знаете, что даже то немногое, что я успел еще сделать лично, было
испытано только при неослабном участии ко мне редакции "Отечественных записок". Без этого
стороннего участия моя деятельность была бы немыслима" (Литературное наследство.--М., 1934.-- Т. 13-14.-
С. 366). В 1876 г. З. вернулся в Петербург. Конец 70 -- нач. 80 гг.-- самый активный и плодотворный
период литературной деятельности писателя. Он публикует повесть "Золотые сердца" (1877--1878), где
рассказывает о судьбе разночинцев-демократов, решивших посвятить свою жизнь народу, рассказы
"Авраам" (1879), "Деревенский король Лир" (1889), "Горе старого Кабана" (1880), в центре которых -хранители
крестьянских патриархально-общинных традиций, вступивших в конфликт с кулаками,
насаждавшими в деревне новые, буржуазные отношения. В 1880--1881 гг. З. редактировал артельный
народнический журнал "Русское богатство", а в 1881 --1882 гг. был членом литературной артели,
издававшей журнал "Устои". В своих публицистических и беллетристических произведениях, созданных в
эти годы: "Деревенские будни" (1879), "Очерки деревенского настроения" (1881), "Красный куст" (1881),
З. нарисовал широкую картину пореформенной жизни русского крестьянства, показал, как все большую
власть в деревне приобретают разного рода буржуазные хищники. При этом писатель считал
единственным способом оградить деревню от засилья мироедов укрепление крестьянской общины, в чем
отчетливо проявились его народнические иллюзии. Идеализируя патриархально-общинные отношения, З.
тем не менее, как и другие писатели-народники (Г. И. Успенский, П. В. Засодимский, Н. Е. КаронинПетропавловский
и др.), не мог не видеть, что в деревне уже воцарились буржуазные отношения, что
Стр.1