ЖУЛЁВ, Гавриил Николаевич, псевдоним -- Скорбный поэт [5(17).VII.1834, с. Спасское
Бронницкого у. Московской губ. -- 30.VI(12.VII).1878, Петербург] -- поэт, драматург. Родился в семье
дворовых людей помещика Н. М. Смирнова. Возможно, Ж. был его незаконнорожденным сыном. В 1847
г. в неполные 13 лет Ж. был отпущен на волю. В начале 50 гг. он окончил Петербургское театральное
училище и стал профессиональным актером. В сезоне 1852--1853 гг. успешно дебютировал на сцене
Александрийского театра и состоял в его труппе до 1875 г., играя преимущественно в комедийных ролях.
Известны доброжелательные отзывы современников о сценическом таланте Ж. Так, Ап. Григорьев в
1864 г; говорил о нем как о "молодом актере с огнем, веселостью и пониманием" (Эстетика и критика.-М.,
1980.-- С. 435). Но известно также, что артистической карьере Ж. всячески препятствовали режиссер
Е. Воронов и начальник репертуарной части петербургских императорских театров П. Федоров,
причиной этому служило сотрудничество Ж. в "Искре" и афиширование им нелицеприятных
театральных нравов на страницах журнала.
Литературная деятельность Ж. начинается с появления в 1860 г. его стихотворений в "Искре",
постоянным сотрудником которой он оставался на протяжении всех 60 гг. Стихи начинающего поэта
были высоко оценены редактором журнала, поэтом В. С. Курочкиным, который называл Ж. "лучшим
своим сотрудником" (Русская старина.-- 1906.-- No 12.-- С. 714).
Наряду с "Искрой"Ж. активно сотрудничает и в других петербургских журналах и газетах: с 1865
г. он печатается в "Будильнике", в 1869--1874 гг.-- сотрудник "Петербургского листка", с 1875 г. до конца
своих дней регулярно публикуется в "Петербургской газете", где, кроме стихов, появляются и его
фельетоны. В последние годы жизни Ж. является одним из негласных редакторов юмористического
журнала "Стрекоза", в котором ведет стихотворный раздел.
При жизни поэт выпустил два сборника стихотворений. Выход в свет первого сборника "Песни
Скорбного поэта" (Спб., 1863) предварялся хвалебным отзывом в "Искре" (1862.-- No 50.-- С. 710):
"Бедность, умеющая весело трунить над собою и хохотать непринужденно и смело над хлыщевством и
богатой наглостью, в каких бы они формах не проявлялись,-- вот главный мотив, повторяющийся во всех
пьесах Скорбного поэта".
М. Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии сдержанно и с иронией отозвался о сборнике,
поскольку юмор Ж. не отвечал тем высоким требованиям, которые предъявлял к сатире писатель. Назвав
книгу поэта "цветком, возросшим отчасти на почве русской гражданственности, отчасти на Почве
русского эротизма", Щедрин, однако, рекомендовал ее "любителям чтения легкого", которые в ней
"найдут некоторую частицу остроумия" (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.-- Т. 5.-- С. 334).
В "Песнях Скорбного поэта" нашли свое полное выражение особенности лирики Ж. Здесь нет
непосредственно революционных мотивов, однако очевиден принципиальный демократизм поэта. Его
стихи пронизаны "плебейской гордостью", которая ярко обнаруживается в едком и презрительном
отношении Ж. к аристократии, высшему чиновничеству, мещанским вкусам и нравам. Характерно
обращение поэта к бытовым темам, изображение повседневной, обыденной жизни. Стихи Ж., как
правило, представляют собою лирическую исповедь петербургского разночинца, бедного, но внутренне
независимого,-- отсюда и раскованность поэтических интонаций, и живое остроумие, и задорная
самоирония. Современники не случайно называли Ж. "беранжеровцем". Демократичный дух поэзии
Беранже, ее оптимизм и доходчивость, богатство тем, гибкость стиха -- все это созвучно творчеству Ж.
Дух веселой поэтической игры, оригинальность лирических сюжетов, меткость оценок органично
сочетаются в Ж. с простотой, умением, по словам А. Амфитеатрова, "разговаривать стихом без всякой,
хотя бы малой, натяжки" (Стихи.-- С. 209). Это обусловило популярность поэзии Ж. в демократических
кругах. Ряд его произведений (в особенности "Карьера", 1860) вошел в эстрадный репертуар того
времени.
В 1871 г. выходит второй стихотворный сборник Ж. "Ба! Знакомые все лица!!! Рифмы Дебютанта
(Скорбного поэта)". Книга не выявила ничего нового в творческой манере поэта и уступала "Песням..."
по художественным достоинствам. Но и в ней привлекают широта тематики и язвительность сатиры.
Хотя Ж., как и большинство поэтов "Искры", нередко пользуется героями-масками, в центре его
художественного мира лирический герой -- "маленький человек", живущий в столице, со своей нелегкой
судьбой, но преисполненный оптимизма и юмора ("Кухня", 1860; "Товарищу", 1862; "Беззаботная",
1862). Тема любви занимает большое место в лирике Ж. Продажной любви, браку по расчету поэт с
доброй иронией противопоставляет непосредственность, искренность и душевность чувств у бедняков
("Карьера", 1860; "Незабудка", 1860; "Беззаботная").
Лирика Ж. часто сюжетна и по жанру приближается к рассказу в стихах. Прозаически житейские
ситуации: желание "задобрить" подарком начальника ("Чижик", 1863), сделать карьеру ценой женитьбы
на любовнице важного чина ("Карьера"), дерзкая "комедь", представленная в кукольном балагане
("Петрушка", 1864),-- становятся в стихах Ж. средством реалистической типизации характерных сторон
Стр.1