Ю.М. Прозоров
Литературно-критическое творчество В. А.Жуковского
В. А. Жуковский -- критик / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. М. Прозорова.-- М.: Сов. Россия,
1985.-- (Б-ка русской критики).
OCR Бычков М. Н.
Имя Василия Андреевича Жуковского, русского поэта, принадлежит не одной истории литературы
-- оно входит в состав национального предания. "...Без Жуковского мы не имели бы Пушкина", -- сказал
Белинский, размышляя над историко-литературной ролью самого выдающегося из пушкинских
предшественников. Но дарования Жуковского достало не только на это, само по себе великое, поприще,
не только на подготовку возможности художественного гения, осуществившейся в Пушкине.
"Побежденный-учитель", как назвал себя Жуковский в известной надписи на своем портрете, подаренном
юному автору "Руслана и Людмилы", все же не "умер" в "победителе-ученике". Пушкин мог превзойти
Жуковского и превосходил его уже в лицейской лирике, но лишить поэзию Жуковского самостоятельного
значения, эстетического V художественного, "отменить" ее усвоением и преобразованием, как сам
Жуковский ранее "отменял" стихи своих предшественников -- M. H. Муравьева или H. M. Карамзина,
нельзя было и Пушкину.
Главную заслугу Жуковского перед русской литературой и русским самосознанием изначально
видели в открытии романтизма. Историко-культурное явление с неисчерпаемым смыслом, романтизм
вместе с тем имел достаточно устойчивый и осязаемый идейный центр и обладал целью, единство
которой не разрушалось от бесчисленности путей к ее достижению. "Внутренний мир души человека,
сокровенная жизнь его сердца" -- это классическое определение основополагающей идеи романтизма,
созданное Белинским под влиянием Гегеля, принималось отнюдь не всеми литературоведческими
школами, однако оно не только поэтично, но и точно. Идея романтизма -- это идея "внутреннего
человека", как любили говорить русские романтики, а высшая романтическая ценность -- единственность
души и неповторимость индивидуального существования.
Избрав своим содержанием "абсолютную внутреннюю жизнь" и формой -- "духовную
субъективность" {Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика, в 4-х т., т. 2. М., 1968, с. 233.}, романтизм перенес свои
представления о единичности духовного целого и на человеческие общности, воспринятые как единства,
каждое из которых проникнуто свойственным лишь ему внутренним характером. Стихии национальной
жизни, фольклора, народной старины, специфичность которых рассматривалась рационалистической
эстетикой XVII--XVIII столетий как грубое отклонение от классических критериев прекрасного,
сделались у романтиков источниками высокой поэзии, и прежде всего потому, что в нации, как и в
человеке, они увидели живую индивидуальность. Мир раскрылся перед ними как стройная, внутренне
согласованная гармония всех этих индивидуальных духовных существований, как целое, в котором
совершается синтез наделенных самостоятельным предназначением отдельностей.
Романтические веяния проникали в Россию с конца XVIII столетия, но первой безусловной
победой романтизма стала в русской литературе поэзия Жуковского, поэзия идеальных стремлений,
сердечных признаний, загробных таинств и вместе с тем поэзия национальных миров, образы которых,
столь многоразличные, складывались в ней в образ всемирной жизни. Немецкие романтики рубежа XVIII-XIX
веков впервые ввели в эстетику понятие всемирной культуры, творчество Жуковского эту идею
реализовало.
"Всемирная отзывчивость" русского гения, проявившаяся, согласно Достоевскому, в Пушкине,
ближайшим образом была предсказана в поэзии Жуковского, как предсказаны были в ней и внутреннее
единство этих всемирных откликов, возможность сохранения творческой цельности в неисчислимости
перевоплощений.
Дар восприимчивости не достигал у Жуковского пушкинской универсальности, пушкинской
непосредственности и свободы и почти всегда искал внешней поддержки в иноязычном оригинале для
перевода, порой и цельность поэта оборачивалась известной монотонностью. Но русское историческое
развитие должно было пережить эту стадию относительной буквальности в усвоении и отражении
мирового опыта, и для вступления в мировую духовную общность отечественной литературе в первые
Стр.1