ЖУКОВСКИЙ, Василий Андреевич [29.I(9.II).1783, с. Мишенское Белевского у. Тульской губ.-12(24).IV.1852,
Баден-Баден, Германия; похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре] -- поэт,
переводчик. Отец -- Афанасий Иванович Бунин, помещик Тульской губ., владелец с. Мишенского, мать -Сальха,
турчанка по происхождению, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 г.
Согласно семейным преданиям, была привезена в Мишенское и подарена Бунину одним из его
крепостных, участником русско-турецкой войны. По другим данным, Сальха была взята в плен майором
К. Муфелем, отдавшим ее "на воспитание" А. И. Бунину. Получив при крещении имя Елизаветы
Дементьевны Турчаниновой, она почти безвыездно жила в Мишенском сначала в качестве няньки при
младших детях Буниных, а затем -- домоправительницы (экономки). Родившийся у нее в 1783 г. сын был
по желанию А. И. Бунина усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским (жившим "на хлебах" у
Буниных). Это позволило Ж. избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства
потребовалось зачисление малолетнего Ж. на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский
полк). Согласно данным "формулярного списка" поэта, в 1789 г. он был произведен в прапорщики, что
давало право на дворянство. В этом же году А. И. Бунин обратился в Тульское депутатское дворянское
собрание с просьбой о "внесении рода Василия Андреевича Жуковского" в соответствующий раздел
дворянской родословной книги Тульской губ. Ходатайство А. И. Бунина было удовлетворено, дальнейшая
"воинская" служба потеряла смысл, и в ноябре 1789 г.Ж. был уволен "по прошению своему от службы".
Первоначальное образование Ж. получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника.
В сохранившейся программе Автобиографических записок (1806) Ж. упоминает о своем "первом
учителе", немце-гувернере Якиме Ивановиче, который за невежество и жестокое обращение с юным
воспитанником был изгнан из дома Буниных. При переезде семейства на зимнее время в Тулу Ж. обучался
в частном пансионе X. Ф. Роде (1790), после закрытия которого мальчика определили в Главное народное
училище (1792). Исключенный из училища директором Ф. Г. Покровским "за неспособность", Ж.
продолжал обучение в тульском доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего
поэта) вместе с ее дочерьми и племянницами. В доме Юшковых, в атмосфере широких культурных
интересов этой семьи, занимавшей видное место в образованном тульском обществе, Ж. впервые
приобщился к литературному творчеству. Для постановки на домашней сцене им в 1794--1795 гг. были
сочинены трагедия "Камилл, или Освобождение Рима" и написанная по мотивам романа Сен-Пьера пьеса
"Павел и Виргиния". Произведения эти, ученические подражания пьесам в античном и сентиментальномелодраматическом
роде, наводнявшим тогда репертуар столичных и провинциальных театров, не
сохранились и известны лишь в пересказе А. П. Зонтаг (родственницы и подруги детских лет поэта).
После смерти А. И. Бунина в марте 1791 г. заботы о подрастающем Ж. взяла на себя М. Г. Бунина,
разделившая их с родной матерью поэта. Однако постепенное осознание материальной зависимости от
Буниных и неустойчивости своего положения в их семье стало для Ж. источником глубоких внутренних
переживаний, отразившихся в его лирике ("К А. И. Тургеневу", 1808, и др.), в ранних дневниковых
записях (26 авг. 1805 г.). Осенью 1795 г. близкие Ж. предприняли новую попытку устроить его на
военную службу, поручив майору Д. Г. Постникову определение мальчика в Нарвский пехотный полк. С
этим (неосуществившимся) проектом связана первая поездка Ж. в Петербург и Кексгольм, о которой он
упоминает в программе своих автобиографических записок. Подробности поездки содержат детские
письма Ж. к Елизавете Дементьевне (дек. 1795 -- февр. 1796 г.), а также записка Д. Г. Постникова к
Елизавете Дементьевне (20 дек. 1795 г.). Вопрос о дальнейшей судьбе юного Ж. был решен окончательно
в 1797 г., когда он был определен в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в
пансионе (1797--1800) -- важнейший период творческого формирования будущего поэта, который находит
здесь близкую ему по духу дружескую среду ("тургеневский кружок" -- ядро будущего Дружеского
литературного общества), опытных, уважаемых наставников (А. А. Прокоповича-Антонского, И. П.
Тургенева, М. Баккаревича и др.), под руководством которых Ж. успешно осваивает учебную программу
(наряду с обучением основам первоначальных знаний включающую курс "высших наук" -- русскую и
всемирную историю, древности, право естественное, в преподавании которых сказывалось воздействие
идей русского и европейского просветительства), усердно изучает языки, проходит основательную
литературную подготовку (в качестве особых предметов в пансионе преподавались "словесность" и
"сочинения", поощрялись попытки самостоятельного творчества, для руководства которыми было
организовано "Собрание воспитанников университетского Благородного пансиона". Ж. стал одним из
активных участников этого общества и выпускаемого им альманаха "Утренняя заря"). Большое внимание
уделялось нравственно-эстетическому образованию воспитанников: идеалы нравственного
самоусовершенствования и деятельной филантропии, культ личных и гражданских добродетелей
находили отзвук в душе будущего поэта, стимулировали потребность к литературному творчеству.
Первое печатное произведение Ж.-- лирическое стихотворение "Майское утро" (1797) -- сочетает
традиционные образы похвальной оды "с сентиментально-меланхолическими" мотивами в духе поэзии И.
Дмитриева, которого Ж. называл впоследствии своим первым учителем в поэзии.
Стр.1