Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Жуковский В. А.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID12935
АннотацияОб авторе (Жуковский Василий Андреевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Жуковский В. А.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 6 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12935 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЖУКОВСКИЙ, Василий Андреевич [29. <...> Мишенского, мать -Сальха, турчанка по происхождению, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 г. Согласно семейным преданиям, была привезена в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны. <...> Получив при крещении имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой, она почти безвыездно жила в Мишенском сначала в качестве няньки при младших детях Буниных, а затем -- домоправительницы (экономки). <...> В этом же году А. И. Бунин обратился в Тульское депутатское дворянское собрание с просьбой о "внесении рода Василия Андреевича Жуковского" в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губ. <...> Первоначальное образование Ж. получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. <...> Роде (1790), после закрытия которого мальчика определили в Главное народное училище (1792). <...> Произведения эти, ученические подражания пьесам в античном и сентиментальномелодраматическом роде, наводнявшим тогда репертуар столичных и провинциальных театров, не сохранились и известны лишь в пересказе А. П. Зонтаг (родственницы и подруги детских лет поэта). <...> Подробности поездки содержат детские письма Ж. к Елизавете Дементьевне (дек. <...> 1796 г.), а также записка Д. Г. Постникова к Елизавете Дементьевне (20 дек. <...> Баккаревича и др.), под руководством которых Ж. успешно осваивает учебную программу (наряду с обучением основам первоначальных знаний включающую курс "высших наук" -- русскую и всемирную историю, древности, право естественное, в преподавании которых сказывалось воздействие идей русского и европейского просветительства), усердно изучает языки, проходит основательную литературную подготовку (в качестве особых предметов в пансионе преподавались "словесность" и "сочинения", поощрялись попытки самостоятельного творчества, для руководства которыми было организовано "Собрание воспитанников университетского <...>
Жуковский_В._А._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЖУКОВСКИЙ, Василий Андреевич [29.I(9.II).1783, с. Мишенское Белевского у. Тульской губ.-12(24).IV.1852, Баден-Баден, Германия; похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре] -- поэт, переводчик. Отец -- Афанасий Иванович Бунин, помещик Тульской губ., владелец с. Мишенского, мать -Сальха, турчанка по происхождению, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 г. Согласно семейным преданиям, была привезена в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны. По другим данным, Сальха была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим ее "на воспитание" А. И. Бунину. Получив при крещении имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой, она почти безвыездно жила в Мишенском сначала в качестве няньки при младших детях Буниных, а затем -- домоправительницы (экономки). Родившийся у нее в 1783 г. сын был по желанию А. И. Бунина усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским (жившим "на хлебах" у Буниных). Это позволило Ж. избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Ж. на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский полк). Согласно данным "формулярного списка" поэта, в 1789 г. он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство. В этом же году А. И. Бунин обратился в Тульское депутатское дворянское собрание с просьбой о "внесении рода Василия Андреевича Жуковского" в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губ. Ходатайство А. И. Бунина было удовлетворено, дальнейшая "воинская" служба потеряла смысл, и в ноябре 1789 г.Ж. был уволен "по прошению своему от службы". Первоначальное образование Ж. получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. В сохранившейся программе Автобиографических записок (1806) Ж. упоминает о своем "первом учителе", немце-гувернере Якиме Ивановиче, который за невежество и жестокое обращение с юным воспитанником был изгнан из дома Буниных. При переезде семейства на зимнее время в Тулу Ж. обучался в частном пансионе X. Ф. Роде (1790), после закрытия которого мальчика определили в Главное народное училище (1792). Исключенный из училища директором Ф. Г. Покровским "за неспособность", Ж. продолжал обучение в тульском доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего поэта) вместе с ее дочерьми и племянницами. В доме Юшковых, в атмосфере широких культурных интересов этой семьи, занимавшей видное место в образованном тульском обществе, Ж. впервые приобщился к литературному творчеству. Для постановки на домашней сцене им в 1794--1795 гг. были сочинены трагедия "Камилл, или Освобождение Рима" и написанная по мотивам романа Сен-Пьера пьеса "Павел и Виргиния". Произведения эти, ученические подражания пьесам в античном и сентиментальномелодраматическом роде, наводнявшим тогда репертуар столичных и провинциальных театров, не сохранились и известны лишь в пересказе А. П. Зонтаг (родственницы и подруги детских лет поэта). После смерти А. И. Бунина в марте 1791 г. заботы о подрастающем Ж. взяла на себя М. Г. Бунина, разделившая их с родной матерью поэта. Однако постепенное осознание материальной зависимости от Буниных и неустойчивости своего положения в их семье стало для Ж. источником глубоких внутренних переживаний, отразившихся в его лирике ("К А. И. Тургеневу", 1808, и др.), в ранних дневниковых записях (26 авг. 1805 г.). Осенью 1795 г. близкие Ж. предприняли новую попытку устроить его на военную службу, поручив майору Д. Г. Постникову определение мальчика в Нарвский пехотный полк. С этим (неосуществившимся) проектом связана первая поездка Ж. в Петербург и Кексгольм, о которой он упоминает в программе своих автобиографических записок. Подробности поездки содержат детские письма Ж. к Елизавете Дементьевне (дек. 1795 -- февр. 1796 г.), а также записка Д. Г. Постникова к Елизавете Дементьевне (20 дек. 1795 г.). Вопрос о дальнейшей судьбе юного Ж. был решен окончательно в 1797 г., когда он был определен в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в пансионе (1797--1800) -- важнейший период творческого формирования будущего поэта, который находит здесь близкую ему по духу дружескую среду ("тургеневский кружок" -- ядро будущего Дружеского литературного общества), опытных, уважаемых наставников (А. А. Прокоповича-Антонского, И. П. Тургенева, М. Баккаревича и др.), под руководством которых Ж. успешно осваивает учебную программу (наряду с обучением основам первоначальных знаний включающую курс "высших наук" -- русскую и всемирную историю, древности, право естественное, в преподавании которых сказывалось воздействие идей русского и европейского просветительства), усердно изучает языки, проходит основательную литературную подготовку (в качестве особых предметов в пансионе преподавались "словесность" и "сочинения", поощрялись попытки самостоятельного творчества, для руководства которыми было организовано "Собрание воспитанников университетского Благородного пансиона". Ж. стал одним из активных участников этого общества и выпускаемого им альманаха "Утренняя заря"). Большое внимание уделялось нравственно-эстетическому образованию воспитанников: идеалы нравственного самоусовершенствования и деятельной филантропии, культ личных и гражданских добродетелей находили отзвук в душе будущего поэта, стимулировали потребность к литературному творчеству. Первое печатное произведение Ж.-- лирическое стихотворение "Майское утро" (1797) -- сочетает традиционные образы похвальной оды "с сентиментально-меланхолическими" мотивами в духе поэзии И. Дмитриева, которого Ж. называл впоследствии своим первым учителем в поэзии.
Стр.1