В. А.Жуковский
ПИСАТЕЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Воспроизводится по изданию: В.А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.:
Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4.
Оригинал здесь: Русская виртуальная библиотека.
Положение писателя в большом свете кажется вам затруднительным; вы говорите, что он не
должен надеяться в нем успеха: мнение слишком неограниченное. Вопреки ему позволяю себе
утверждать, что и писатель наравне со всеми может с успехом играть свою роль на сцене большого
света.
Прежде всего определим для самих себя: что называется обыкновенно большим светом? что
значит иметь в нем успех? какими средствами успех сей приобретается?
Слово: большой свет означает круг людей отборных -- не скажу лучших, -- превосходных пред
другими состоянием, образованностию, саном, происхождением; это республика, имеющая особенные
свои законы, покорная собственному идеальному и всякую минуту произвольно сменяемому правителю -
- моде, где существует общее мнение, где царствует разборчивый вкус, где раздаются все награды, где
происходит оценка и добродетелей и талантов. Вообразите множество людей обоего пола, одаренных от
фортуны или избытком, или знатностию, соединенных одни с другими естественною склонностию к
общежитию, поставляющих целию своего соединения одно удовольствие, заключенное в том
единственно, чтобы взаимно друг другу нравиться, -- и вы получите довольно ясное понятие о том, что
называете большим светом. Следовательно, светский человек есть тот, который имеет сношение
всегдашнее и более или менее тесное с людьми, принадлежащими к большому свету, которому
обыкновения и законы сей идеальной республики известны в точности, -- и тот единственно, кто,
пользуясь удовольствиями света, умеет сам доставлять их; кто, обладая общими, от всех признанными за
действительные, способами нравиться, имеет сверх того собственные, одному ему свойственные и
заключающиеся в особенности его ума, характера и способностей: тот единственно, говорю, может с
одобрением играть свою роль на сем обширном театре, где всякий есть в одно время и действующий и
зритель. Два рода успехов светских. К первому надлежит причислить сии мгновенные торжества,
приобретаемые блестящими, но мелкими средствами. Представьте человека, устремившего все мысли
свои на то единственно, чтоб нравиться всегда, во всяком месте и всем: наружностию, одеждою,
красноречием языка, лица, движений; он с удивительным присутствием духа обращает на пользу свою
всякое обстоятельство; умеет в разговоре своем быть и забавным и важным; неподражаем в мелких
вещах: в искусстве рассказать привлекательно и быстро анекдот или повесть, оживить своею
изобретательностию общественные забавы, представить важное смешным или смешное важным, сказать
приятным образом лестное слово; он перелетает из одного общества в другое; одушевляет каждое
мгновенным своим присутствием; исчезает в одном, чтобы явиться в другом и снова исчезнуть; такого
человека называют любезным; ищут его для того, что он нужен для увеселений общественных; он имеет
в свете успех; никто не думает о моральном его характере; ему благодарны за то удовольствие, которое
доставляет он другим в ту минуту, когда он с ними. Другого рода успех, более твердый и с большею
трудностию приобретаемый, основан на уважении, которое имеют в обществе к уму и качествам
моральным. Чтоб заслужить его, необходимо нужно усовершенствовать свой характер, иметь правила
твердые, рассудок образованный, быть деятельным для блага общего; с сими важными преимуществами
надлежит соединять и мелкое, совершенно необходимое для приобретения от общества благосклонности,
искусство обращаться приятно. Конечно, тот, кто имеет в виду одну благородную цель: заслужить
всеобщее уважение качествами и поступками превосходными, отстанет в некоторых мелочах от
человека, употребившего все дарования свои на то исключительно, чтобы усовершенствовать себя в
искусстве быть приятным; конечно, некоторые мелкие способы последнего могут быть или неизвестны
первому, или оставлены им без внимания; но в том же самом обществе, в котором последний будет
восхищать других своею любезностию, тайное предпочтение всегда останется на стороне первого: к
нему будут привязаны чувством постоянным, чувством, которое не уменьшится и в его присутствии; ибо
своим обхождением простым, но приятным он будет соответствовать своему характеру. Понятие о
человеке только любезном должно меняться с теми обстоятельствами, в которых он представляется
обществу, о нем не имеют общего мнения; привязанность к нему или уменьшается, или исчезает в ту
самую минуту, в которую он сам скрывается от ваших взоров; он должен непременно быть на сцене,
чтобы могли о нем помнить или ему удивляться.
Стр.1