Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

В.В.Вересаев - легенды и реальность

0   0
Первый авторФохт-Бабушкин
Издательство[Б.и.]
Страниц19
ID12295
АннотацияОб авторе (Вересаев Викентий Викентьевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Фохт-Бабушкин, Ю. В.В.Вересаев - легенды и реальность : Очерк / Ю. Фохт-Бабушкин .— : [Б.и.], 1990 .— 19 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12295 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вересаева "В тупике", и его "литературные монтажи" - "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", не издававшиеся с 1930-х годов. <...> Изъятие из богатств нашей культуры таких книг, как "В тупике" или "Пушкин в жизни", - непростительная расточительность, она сродни тому безжалостному уничтожению памятников русской культуры, на защиту которых встает ныне общественность. <...> Среди них - литературная молва о контрреволюционном пафосе романа "В тупике" и о кощунственном покушении на русскую святыню - А.С.Пушкина, великий образ которого В.Вересаев <...> На самом деле и роман "В тупике" и "литературные монтажи" о Пушкине и Гоголе вовсе не были неожиданной агрессией против революции и национальных святынь, а, наоборот, очень органичны для творчества В.Вересаева <...> Чтобы понять концепцию этих книг, надо вернуться к истории вересаевского творчества. <...> Кстати, именно ради того, чтобы читатель получил ясное представление об основных вехах исканий В. <...> * * * Редкое творческое долголетие выпало на долю В.Вересаева <...> Ему не было и девятнадцати лет, когда 23 ноября (5 декабря) 1885 года журнал "Модный свет" напечатал его стихотворение "Раздумье", и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни - 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. <...> Крах народничества, три русские революции, русско-японская, империалистическая, гражданская и Великая Отечественная войны - таковы исторические вехи, которые определили судьбы вересаевских персонажей. <...> Как говорил сам писатель в 1935 году на вечере, посвященном пятидесятилетию его литературной деятельности, прошлое не знало "ничего подобного тому бешеному ходу истории, подобно курьерскому поезду мчавшемуся, который на протяжении моей сознательной жизни мне пришлось наблюдать". <...> Он писал романы, повести, рассказы, очерки, стихи, пьесы, литературно-философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик. <...> Но, несмотря на долгую жизнь в литературе <...>
В.В.Вересаев -_легенды_и_реальность.pdf
Ю.Фохт-Бабушкин В.В.Вересаев - легенды и реальность ----------------------------------------------------------------------Сочинения в четырех томах. Том I. Повести. В тупике: Роман. М.: Правда, 1990. Составление Ю.Фохт-Бабушкина. Иллюстрации художника И.И.Пчелко. На фронтисписе: портрет В.В.Вересаева работы Г.С.Верейского. OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru, http://zmiy.da.ru), 03.02.2005 ----------------------------------------------------------------------Словно из заключения возвращаются к нам теперь многие творения русских писателей - А.Платонова, Е.Замятина, Б.Пильняка, Б.Пастернака, А.Ахматовой, В.Гроссмана, В.Дудинцева... Некоторые их произведения были изолированы от общества сразу же, едва они появились на свет, другие успели пожить какое-то время на свободе и даже оставить по себе след. Через пятьдесят с лишним лет возвращаются из небытия и роман В.Вересаева "В тупике", и его "литературные монтажи" - "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", не издававшиеся с 1930-х годов. Изъятие из богатств нашей культуры таких книг, как "В тупике" или "Пушкин в жизни", - непростительная расточительность, она сродни тому безжалостному уничтожению памятников русской культуры, на защиту которых встает ныне общественность. Вокруг творчества В.Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие - читателями, но все они очень живучи. Среди них - литературная молва о контрреволюционном пафосе романа "В тупике" и о кощунственном покушении на русскую святыню - А.С.Пушкина, великий образ которого В.Вересаев якобы пытался развенчать, рассказав "правду" о его неприглядном человеческом облике (а на "Гоголя в жизни" тень падала уже из-за сходства названия и жанра). Почему-то при этом не казалось странным, что В.Вересаев, долгие годы делом способствовавший приближению революции, вдруг, когда она произошла, стал ее противником. И уж вовсе необъяснимо "стремление" В.Вересаева осквернить Пушкина, если вспомнить, что на вопрос о своих литературных учителях он неизменно отвечал: "Моя классическая триада: Пушкин, Лев Толстой, Чехов". На самом деле и роман "В тупике" и "литературные монтажи" о Пушкине и Гоголе вовсе не были неожиданной агрессией против революции и национальных святынь, а, наоборот, очень органичны для творчества В.Вересаева. Чтобы понять концепцию этих книг, надо вернуться к истории вересаевского творчества. Кстати, именно ради того, чтобы читатель получил ясное представление об основных вехах исканий В.Вересаева, о его взглядах на литературу и долг художника, в это издание включена "цепь... повестей, отражающих душевную жизнь "хорошей" русской интеллигенции", как обозначил он в "Записях для себя" основную линию своего творчества. А в автобиографической справке и лекции "Что нужно для того, чтобы быть писателем?", которыми открывается это издание, писатель сказал немало сокровенного о себе и своем литературном труде. Текст лекции тоже не публиковался ровно шестьдесят лет. * * * Редкое творческое долголетие выпало на долю В.Вересаева. Ему не было и девятнадцати лет, когда 23 ноября (5 декабря) 1885 года журнал "Модный свет" напечатал его стихотворение "Раздумье", и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни - 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Современник М.Салтыкова-Щедрина и В.Гаршина, В.Короленко и Л.Толстого, А.Чехова и М.Горького, он был и нашим современником, современником М.Шолохова, А.Твардовского, Л.Леонова... Крах народничества, три русские революции, русско-японская, империалистическая, гражданская и Великая Отечественная войны - таковы исторические вехи, которые определили судьбы вересаевских персонажей. Как говорил сам писатель в 1935 году на вечере, посвященном пятидесятилетию его литературной деятельности, прошлое не знало "ничего подобного тому бешеному ходу истории, подобно курьерскому поезду мчавшемуся, который на протяжении моей сознательной жизни мне пришлось наблюдать". Талант В.Вересаева был на редкость многогранен. Кажется, нет ни одной области литературного творчества, в которой бы он не работал. Он писал
Стр.1