Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Романы Александра Вельтмана

0   0
Первый авторКалугин
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID12198
АннотацияОб авторе (Вельтман Александр Фомич).
Кому рекомендованоОб авторе
Калугин, В.И. Романы Александра Вельтмана : Статья / В.И. Калугин .— : [Б.и.], 1985 .— 9 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12198 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теперь Вельтман забыт, но в свое время он был популярнейшим из беллетристов, произведения которого ждали с нетерпением и встречали с шумными приветствиями появление их в печати. <...> Стоит нам ознакомиться с критическими отзывами середины или конца прошлого века, начала или середины нашего, и мы встретим почти те же самые слова о "всеми забытом" Вельтмане. <...> В истории русской литературы нет другого писателя, который, обладая в свое время такой популярностью, как Вельтман, так быстро достиг бы полного забвения",-- констатировал Б. Я. Бухштаб в 1926 году. <...> Литературная судьба Вельтмана в этом отношении, пожалуй, наиболее характерна. <...> Только сейчас мы уже поостережемся причислить его к забытым, а если и назовем таковым, то с неизменной оговоркой, что он принадлежит "к числу писателей, прославившихся при жизни, забытых последующими поколениями и вновь возвращающихся на литературную авансцену, чтобы уже обрести полное признание". <...> Так писал в 1977 году Ю. М. Акутин, благодаря которому во многом и произошло "возвращение на литературную авансцену" Александра Фомича Вельтмана {См. <...> Оба издания подготовлены Ю. М. Акутиным, опубликовавшим в 70-е гг. ряд статей о Вельтмане в научной и массовой печати. <...> Возвращение из небытия писателей, считавшихся навек забытыми, принадлежащими ко второму или третьему ряду,-- это результат исторического подхода к литературному наследию, результат осознанной необходимости изучения не только первых, но и всех последующих "рядов", входящих в число неизменных составных русской культуры, без которых не было бы и ее высочайших достижений. <...> Рукопись Мартына Задеки", и научно-фантастический роман -- тоже один из первых в русской литературе -- "Александр Филиппович Македонский. <...> Предки Калимероса"; романы "Лунатик", "Сердце и Думка", "Новый Емеля, или Превращения", драмы, стихи, поэмы. <...> Особое место в его творчестве занимают исторические романы "Кощей бессмертный" и "Светославич, вражий питомец", стоящие у истоков <...>
Романы_Александра_Вельтмана.pdf
В. И. Калугин Романы Александра Вельтмана Вельтман А. Ф. Романы / Сост., вступ. статья В. И. Калугина; Послесл. и коммент. А. П. Богданова.--М.: Современник, 1985. (Из наследия). OCR Бычков М. Н. "Теперь Вельтман забыт, но в свое время он был популярнейшим из беллетристов, произведения которого ждали с нетерпением и встречали с шумными приветствиями появление их в печати. Читатели и критика выделяли Вельтмана из толпы беллетристов наряду с Марлинским, Загоскиным, Лажечниковым, видя в них чуть только не классиков русской прозы",-- писал известный советский литературовед В. Ф. Переверзев в 1965 году. Стоит нам ознакомиться с критическими отзывами середины или конца прошлого века, начала или середины нашего, и мы встретим почти те же самые слова о "всеми забытом" Вельтмане. "В истории русской литературы нет другого писателя, который, обладая в свое время такой популярностью, как Вельтман, так быстро достиг бы полного забвения",-- констатировал Б. Я. Бухштаб в 1926 году. И дело здесь, конечно, не в повторах, а в устоявшихся мнениях, которые действительно переживают века, обладают поразительной жизнеспособностью. Литературная судьба Вельтмана в этом отношении, пожалуй, наиболее характерна. Уже при жизни он попал в число "забытых", и ничто, даже такое значительное произведение, как "Приключения, почерпнутые из моря житейского", созданное в последние годы жизни писателя, не смогло вырвать его из этого небытия. История, казалось, вынесла свой приговор -- окончательный, обжалованию не подлежащий. И этот приговор сохранял свою магическую силу более столетия. Только сейчас мы уже поостережемся причислить его к забытым, а если и назовем таковым, то с неизменной оговоркой, что он принадлежит "к числу писателей, прославившихся при жизни, забытых последующими поколениями и вновь возвращающихся на литературную авансцену, чтобы уже обрести полное признание". Так писал в 1977 году Ю. М. Акутин, благодаря которому во многом и произошло "возвращение на литературную авансцену" Александра Фомича Вельтмана {См.: Вельтман А. Ф. Странник. М.: Наука, 1977. (Литературные памятники); Вельтман А. Ф. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1979. Оба издания подготовлены Ю. М. Акутиным, опубликовавшим в 70-е гг. ряд статей о Вельтмане в научной и массовой печати. Биографический материал также наиболее полно представлен в послесловии Ю. М. Акутина к "Страннику" и в его статьях. См. также: Вельтман А. Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея. / Предисл. и коммент. В. Ф. Переверзева. Кн. 1--4 М.: Художественная литература, 1957. Вельтман А. Ф. Эротида.-- В сб.: Русская романтическая повесть. М., 1980.} одновременно с подобным же "возвращением" и Марлинского, и Загоскина, и Лажечникова, и многих других писателей, книги которых в 70--80-е годы XX века стали выходить в разных издательствах страны массовыми тиражами. Так что в данном случае мы имеем дело не с единичным фактом, а с одним из характернейших явлений именно н_а_ш_е_г_о времени, н_а_ш_е_г_о постижения и восприятия классического наследия. Возвращение из небытия писателей, считавшихся навек забытыми, принадлежащими ко второму или третьему ряду,-- это результат исторического подхода к литературному наследию, результат осознанной необходимости изучения не только первых, но и всех последующих "рядов", входящих в число неизменных составных русской культуры, без которых не было бы и ее высочайших достижений. А. Ф. Вельтман уже вошел в число имен, "вытащенных из забвения" нашим временем. Но помимо уже переизданных произведений, в его творческом наследии есть и один из первых в России социальноутопических романов "MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задеки", и научно-фантастический роман -- тоже один из первых в русской литературе -- "Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса"; романы "Лунатик", "Сердце и Думка", "Новый Емеля, или Превращения", драмы, стихи, поэмы. Особое место в его творчестве занимают исторические романы "Кощей бессмертный" и "Светославич, вражий питомец", стоящие у истоков русской исторической романистики, наиболее значимые как в художественном, так и в историко-литературном отношении. "Кощей бессмертный" вышел в 1833 году, "Светославич, вражий питомец" -- в 1835-м, в годы появления целой вереницы русских исторических романов, повестей, драм. Ни до, ни после мы уже не
Стр.1