Министерство образования и науки Российской Федерации
Ботанический сад-институт ДВО РАН
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
____________________________________________________________________
ЛАНДШАФТНОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2006
Стр.1
ББК 712.253
Л 22
Рецензенты: Б.С. Петропавловский, д-р биол. наук;
В.К. Моор, канд. архитектуры, профессор
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ: Учебное посоЛ
22 бие / Отв. ред. О.В. Храпко, А.В. Копьева. – Владивосток:
Изд-во ВГУЭС, 2006. – 268 с.
ISBN 5-9736-0022-Х
В пособии кратко сформулированы современные тенденции ландшафтного
дизайна, дается представление о принципах формирования декоративных
посадок, общих декоративных качествах растительного материала
различных жизненных форм, применяемых в архитектурно-ландшафтных
композициях. Отдельная глава посвящена характеристике растительного
материала, который может использоваться при создании архитектурно-ландшафтных
композиций различного типа. Приводится словарь, содержащий
объяснение как терминов, используемых в ландшафтном дизайне,
так и ботанических терминов.
Предназначено студентам специальностей «Дизайн», «Дизайн архитектурной
среды», «Архитектура» и всем интересующимся вопросами
ландшафтного проектирования и декоративной дендрологии.
ББК 712.253
ISBN 5-9736-0022-Х
© Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2006
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одной из важнейших задач ландшафтной архитектуры является задача формирования
благоприятной для жизни человека среды. Развитие человечества во все времена
тесно связано с окружающей природой, частью которой является человек, поэтому,
формируя среду населенных пунктов, надо стремиться максимально приблизить ее к
естественной, и в этом роль растений неоценима. Известно, что растения оказывают заметное
влияние на микроклимат населенных пунктов. Зеленые насаждения смягчают
летнюю жару и сухость, защищают от палящего зноя и сильных ветров. Они повышают
ионизацию воздуха, поглощают из воздуха пыль и различные химические загрязнители.
На озелененных улицах с плотными посадками вдоль тротуаров жители домов ощущают
шум в 10 раз слабее, чем на улицах без зеленых посадок. Газон, расположенный вдоль
дороги, не только поглощает пыль, но и снижает вибрацию, возникающую от движения
автотранспорта. Кроме того, многие деревья и кустарники выделяют в воздух летучие
вещества – фитонциды, которые губительны для микробов и бактерий, благодаря чему
содержание болезнетворных микроорганизмов в воздухе снижается во много раз. Все
перечисленное выше способствует повышению комфортности среды обитания человека
и улучшению его физического самочувствия.
Не менее важно психологическое и эмоциональное воздействия растений на жителей
городов, которым специалисты по экологии человека придают все большее значение.
Возможность отдохнуть в городском сквере, парке, полюбоваться цветником или
декоративными деревьями способствует улучшению «качества жизни», повышению устойчивости
человека к стрессам, темпам городской жизни. Одной из форм загрязнения
городской среды является деэстетизация городского ландшафта – его однообразие, потеря
масштабности, нарушение связи с природным окружением. Психологи считают, что
при безликой застройке городов, засорении ландшафтов железобетонными конструкциями,
пустырями и т.д. происходит «психологическое загрязнение» – снижаются эстетические
критерии, идет постепенное привыкание к разрушенной природе. Большую
роль в формировании эстетически полноценной среды играет правильное использование
элементов природного комплекса, в первую очередь растений.
Для создания архитектурно-художественного облика территории ландшафтной архитектурой
используется ряд материалов, один из которых – растения – достаточно специфичен,
поскольку является живым. Размещение растений в ландшафтных посадках во
многом зависит от дизайнерского решения, но чтобы полнее проявлялись необходимые
качества растений, следует учитывать особенности их роста и развития, требования к
условиям произрастания, декоративные качества. Подбор типов ландшафтных посадок и
ассортимента растений, устойчивых к неблагоприятным факторам, особенно актуален в
условиях муссонного климата и изрезанного рельефа населенных пунктов Приморского
края.
Как правило, ландшафтные дизайнеры по своему основному образованию архитекторы,
поэтому имеют недостаточное представление о свойствах растительного материала,
что нередко приводит к ошибкам в его использовании. В настоящем пособии мы постарались
заполнить этот пробел. Задачи этого пособия – дать представление об основ
Стр.3
4
Ландшафтное проектирование среды
ных типах организации растительного материала, показать возможности формирования
различных типов ландшафтных посадок, осветить основные особенности растений как
материала для создания ландшафтных посадок.
В настоящее время имеется большое число работ, касающихся ландшафтного озеленения,
ландшафтной архитектуры. Имеющиеся в них материалы построены, как правило,
на использовании растений, адаптированных к климату Средней Европы или европейской
части нашей страны. Однако не все из этих растений могут быть использованы
в условиях нашего региона. В нашем пособии в качестве примеров приведены виды,
сорта, формы растений, устойчивые к климату Южного Приморья. Мы не стремились
привести полные ассортименты или показать методы создания посадок, поскольку работу
по разработке методических пособий планируется продолжить и подготовить рекомендации
по созданию каждого из основных типов посадок.
Материалы настоящего учебного пособия построены главным образом на обобщении
сведений, приведенных в литературных источниках. Глава 2, в которой приведены
характеристики некоторых растений, содержит и оригинальные материалы специалистов-ботаников.
Работа над учебным пособием была распределена следующим образом:
предисловие написано совместно О.В. Храпко и А.В. Копьевой, глава 1.1 – Г.Е. Игнатовым
и О.В. Масловской, остальные главы этой части составлены О.В. Храпко. Ею же
подготовлены материалы глав 2 и 3, исключая гл. 3.3, которая написана коллективом
авторов: В.И. Барановым (бересклеты), О.Л. Березовской (розы группы флорибунда),
Д.Л. Врищ (рододендроны), Н.И. Денисовым (лианы), Р.В. Дудкиным (декоративные многолетники),
Е.В. Зориной (чайно-гибридные розы), М.Н. Колдаевой и С.Б. Гончаровой (декоративные
дальневосточные многолетники), Т.Е. Лобановой (астильбы), Л.Н. Мироновой
(пионы и ирисы), Н.А. Павлюк (однолетники), А.Н. Прилуцким (хвойные, шиповники),
В.В. Суркиной (ивы), О.П. Тетеря (оранжерейные растения), О.В. Храпко (папоротники),
В.П. Царенко и Н.А. Царенко (декоративные представители подсемейства сливовые). Глава
4 подготовлена О.В. Храпко, А.В. Копьевой и О.Г. Ивановой, словарь терминов составлен
О.В. Храпко.
В качестве иллюстраций использованы фотографии следующих авторов:
Колдаевой М.Н – 2.1, 2.3, 3.1–3.6, 3.8, 3.10, 3.12–3.15, 3.17–3.34;
Петропавловского Б.С. – 2.2, 3.9, 3,16;
Пшенниковой Л.М. – 3.7, 3.11;
Копьевой А.В. – 4.3, 4.30, 4.33, 4.34, 4.35, 4.37, 4.44, 4.58;
Гаврилова А.Г. – 4.51.
Стр.4
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛАНДШАФТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В УСЛОВИЯХ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
1.1. Современные тенденции в ландшафтном дизайне
В своих современных проявлениях ландшафтный дизайн или, если буквально перевести
с английского – «проектирование пейзажа», многолик и разнообразен. Всем понятно,
что оригинальность и своевременность – это основа любого направления дизайна.
Актуален только дизайн, особенный для своего времени, тот, который изумляет, поражает,
ставит в тупик и заставляет задуматься. Ландшафтный дизайн как особое художественное
явление тоже не отворачивается от современности и подвержен влиянию авангардных
проявлений моды. Современная мода – это неагрессивный способ осознавать
настоящее. Ландшафт как модный продукт будет действительно востребован, если он
нравится сегодня. Буквально сегодня. Если идея не вписалась в настоящее, она не станет
и частью будущего.
В отличие от классического садово-паркового искусства ландшафтный дизайн как
динамично развивающееся художественное направление тоже не может быть несовременным.
Сочетание несочетаемого, неожиданность, непредсказуемость – основные
принципы построения современной ландшафтной композиции. Интрига и кураж в пропорциях
и отношениях, в траекториях ритмических рядов, в весовом балансе и плотности
растительного материала вводятся в смысловую ткань проектного образа, а образ
становится многослойным, в чем-то загадочным и на первый взгляд непонятным. Ответ,
повтор, отзвук и многочисленные реминисценции и ассоциативно-образные связи становятся
основными приѐмами содержательной связи ландшафтных элементов в композиции.
Особое,
живое дыхание и актуальный сегодня экологический смысл придают произведению
искусства биоморфные структуры в таких предметно-пространственных искусствах,
как инвайронмент, инсталляция, ассамблаж. Визуальный дискомфорт уже стал
частью экологической проблематики. С другой стороны, псевдохаос как художественный
приѐм, похожесть на природу, двусмысленность и внешняя неопределенность могут
быть лишь первым впечатлением, требующим при прочтении пейзажа особого настроения
и состояния души. Уникальность и нарочитое отсутствие гармонии современных
пейзажных композиций основаны на множественности ассоциативных связей и логических
интерпретаций.
В современных ландшафтных композициях особую роль начинают играть такие
формообразующие характеристики, как динамика и конкретика. Растительный материал
всегда конкретен, а восприятие сада или парка всегда динамично. Ландшафтный дизайнер
как никто другой должен уметь моделировать не только динамичный процесс восприятия
пространственной формы, но и статичные точки для ее восприятия. Дорожка,
мостик, фонтан, беседка, скамейка, особо выделенная площадка – все это элементы моделирования
эффекта новизны впечатлений – пространственно-образной структуры
Стр.5