Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
СУМАРОКОВ Александр Петрович [1718-1777] - видный писатель XVIII в. Р. в дворянской
семье. Обучался дома, продолжал образование в Сухопутном шляхетном корпусе, где начал заниматься
лит-ой работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов "поздравительные оды"
императрице Анне, песни - по образцу французских поэтов и Тредиаковского. Зарекомендовал себя этим
при дворе и в кругу влиятельных ценителей. Окончив корпус в 1740, был зачислен на службу сперва в
военно-походную канцелярию гр. Миниха, затем адъютантом у гр. А. Г. Разумовского. Напечатанная в
1747 и сыгранная кадетами сперва в корпусе, затем при дворе [1749] его первая трагедия "Хорев" создала
ему известность. Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова; а когда
в 1756 учрежден был постоянный театр, С. был назначен его директором и долго был главным
поставщиком репертуара. За "Хоревом" следовало восемь трагедий: "Гамлет" [1748], "Синав и
Трувор" [1751], "Артистона" [1751], "Семира" (представл. в 1751, напеч. в 1768) ("венец бессмертия
Сумарокова", по отзыву актера Дмитревского), "Ярополк и Димиза" (представл. в 1758, напеч. в 1768),
"Вышеслав" [1768], "Димитрий Самозванец" [1771], "Мстислав" [1774], - 12 комедий [между 1750-1772]:
"Тресотиниус", "Чудовища", "Приданое обманом", "Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники",
"Ядовитый", "Нарцисс", "Рогоносец по воображению", "Пустая ссора", "Вздорщица" и "Мать
совместница дочери"; три оперных либретто ["Цефал и Прокрис" - музыка Арайи, 1755] и одна драма.
Параллельно С., работавший чрезвычайно быстро (комедия "Тресотиниус", по его указанию, "зачата 12
генваря 1750, окончена генваря 13-го 1750"), развивал широкую деятельность и в других областях литры.
В 1755-1758 он был активным сотрудником академического журнала "Ежемесячные сочинения", в
1759 издавал собственный сатирико-нравоучительного оттенка журнал "Трудолюбивая пчела",
прекратившийся за недостатком средств. В 1762-1769 вышли сборники его басен ("Притчи", кн. I, II, III);
с 1769 по 1774 ряд сборников его стихотворений. Полное собрание сочинений, со включением
критических статей и мелочей в прозе, вышло в 10 частях после его смерти (два издания -М., 1781 и М.,
1787). Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, С. не чувствовал
себя оцененным по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, на придирки цензуры,
невежество публики. В 1761 он потерял управление театром, переселившись затем в Москву [1769].
Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он и умер.
Для С. характерно преобладание критической и сатирической стихии в его творчестве. С. сознает
себя основателем школы. Избранное им лит-ое направление - классицизм, в том виде, какой он принял во
Франции XVII - нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали С. "наперсником
Буало" (имея в виду его сатиры и "Эпистолу о стихотворстве"), "северным Расином", "Мольером",
"российским Лафонтеном". Однако классицизм С. отличен напр. от классицизма его старшего
современника Ломоносова. С. "снижает" классическую поэтику. "Снижение" выражается в устремлении
к менее "высокой" тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в отказе от
ломоносовского "парения", в предпочтении "средних" и "низких" жанров жанрам "высоким", в
стремлении к простому, естественному языку, с умеренными славянизмами и известной примесью
простонародной речи. "Снижение" это происходило в обстановке острой лит-ой борьбы, позволяющей
говорить о борьбе сумароковской системы с ломоносовской, которую кроме С. проводили такие его
сторонники, как Ржевский, Нартов, Аблесимов, Херасков, Карин, Поповский и др. поэты XVIII в.
"Снижение" и "опрощение" поэзии С. вело, с одной стороны, к приближению его творчества к жизни, но,
с другой, делало его строго ограниченным интересами его класса.
"Снижая" классическую поэтику, С. одновременно был настроен крайне враждебно к
проявлениям исторически значимой буржуазной лит-ры, напр. к романам и "слезной комедии", в
переводах и подражаниях уже появлявшейся на русской сцене. Таково его негодование по поводу
постановки "Евгении" Бомарше в 1770 ("Новый и пакостный род слезных комедий") и по поводу
выступлений драматурга В. Лукина [1765], в свою очередь, не называя имени, критиковавшего комедии
Сумарокова.
Лит-ая деятельность С. останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы
все жанры: в области лирики - оды торжественные, духовные, философские, анакреонтические, оды
"вздорные" (пародии), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; в
области эпоса - идиллии, басни; в области драмы - трагедии, комедии, драмы "с голосами" (оперы) и т. д.
В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, пробовал ввести в
обиход размеры народной песни (дольники), античной поэзии ("сапфические строфы"), делал опыты в
области рифмы, применял разнообразные строфические построения. Из "высоких" жанров С. оставил
Стр.1