Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сумароков

0   0
Первый авторБелецкий
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID11256
АннотацияОб авторе (Сумароков Александр Петрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Белецкий, А. Сумароков : Статья / А. Белецкий .— : [Б.и.], 1939 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11256 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СУМАРОКОВ Александр Петрович [1718-1777] - видный писатель XVIII в. <...> Обучался дома, продолжал образование в Сухопутном шляхетном корпусе, где начал заниматься лит-ой работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов "поздравительные оды" императрице Анне, песни - по образцу французских поэтов и Тредиаковского. <...> Зарекомендовал себя этим при дворе и в кругу влиятельных ценителей. <...> Окончив корпус в 1740, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию гр. <...> Напечатанная в 1747 и сыгранная кадетами сперва в корпусе, затем при дворе [1749] его первая трагедия "Хорев" создала ему известность. <...> Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова; а когда в 1756 учрежден был постоянный театр, С. был назначен его директором и долго был главным поставщиком репертуара. <...> Параллельно С., работавший чрезвычайно быстро (комедия "Тресотиниус", по его указанию, "зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13-го 1750"), развивал широкую деятельность и в других областях литры. <...> Полное собрание сочинений, со включением критических статей и мелочей в прозе, вышло в 10 частях после его смерти (два издания - М., 1781 и М., 1787). <...> Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, С. не чувствовал себя оцененным по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, на придирки цензуры, невежество публики. <...> Однако классицизм С. отличен напр. от классицизма его старшего современника Ломоносова. <...> Снижение" выражается в устремлении к менее "высокой" тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в отказе от ломоносовского "парения", в предпочтении "средних" и "низких" жанров жанрам "высоким", в стремлении к простому, естественному языку, с умеренными славянизмами и известной примесью простонародной речи. <...> Снижение" это происходило в обстановке острой лит-ой борьбы, позволяющей говорить о борьбе сумароковской системы с ломоносовской, которую кроме С. проводили такие его сторонники <...>
Сумароков.pdf
Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. СУМАРОКОВ Александр Петрович [1718-1777] - видный писатель XVIII в. Р. в дворянской семье. Обучался дома, продолжал образование в Сухопутном шляхетном корпусе, где начал заниматься лит-ой работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов "поздравительные оды" императрице Анне, песни - по образцу французских поэтов и Тредиаковского. Зарекомендовал себя этим при дворе и в кругу влиятельных ценителей. Окончив корпус в 1740, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию гр. Миниха, затем адъютантом у гр. А. Г. Разумовского. Напечатанная в 1747 и сыгранная кадетами сперва в корпусе, затем при дворе [1749] его первая трагедия "Хорев" создала ему известность. Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова; а когда в 1756 учрежден был постоянный театр, С. был назначен его директором и долго был главным поставщиком репертуара. За "Хоревом" следовало восемь трагедий: "Гамлет" [1748], "Синав и Трувор" [1751], "Артистона" [1751], "Семира" (представл. в 1751, напеч. в 1768) ("венец бессмертия Сумарокова", по отзыву актера Дмитревского), "Ярополк и Димиза" (представл. в 1758, напеч. в 1768), "Вышеслав" [1768], "Димитрий Самозванец" [1771], "Мстислав" [1774], - 12 комедий [между 1750-1772]: "Тресотиниус", "Чудовища", "Приданое обманом", "Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники", "Ядовитый", "Нарцисс", "Рогоносец по воображению", "Пустая ссора", "Вздорщица" и "Мать совместница дочери"; три оперных либретто ["Цефал и Прокрис" - музыка Арайи, 1755] и одна драма. Параллельно С., работавший чрезвычайно быстро (комедия "Тресотиниус", по его указанию, "зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13-го 1750"), развивал широкую деятельность и в других областях литры. В 1755-1758 он был активным сотрудником академического журнала "Ежемесячные сочинения", в 1759 издавал собственный сатирико-нравоучительного оттенка журнал "Трудолюбивая пчела", прекратившийся за недостатком средств. В 1762-1769 вышли сборники его басен ("Притчи", кн. I, II, III); с 1769 по 1774 ряд сборников его стихотворений. Полное собрание сочинений, со включением критических статей и мелочей в прозе, вышло в 10 частях после его смерти (два издания -М., 1781 и М., 1787). Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, С. не чувствовал себя оцененным по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, на придирки цензуры, невежество публики. В 1761 он потерял управление театром, переселившись затем в Москву [1769]. Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он и умер. Для С. характерно преобладание критической и сатирической стихии в его творчестве. С. сознает себя основателем школы. Избранное им лит-ое направление - классицизм, в том виде, какой он принял во Франции XVII - нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали С. "наперсником Буало" (имея в виду его сатиры и "Эпистолу о стихотворстве"), "северным Расином", "Мольером", "российским Лафонтеном". Однако классицизм С. отличен напр. от классицизма его старшего современника Ломоносова. С. "снижает" классическую поэтику. "Снижение" выражается в устремлении к менее "высокой" тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в отказе от ломоносовского "парения", в предпочтении "средних" и "низких" жанров жанрам "высоким", в стремлении к простому, естественному языку, с умеренными славянизмами и известной примесью простонародной речи. "Снижение" это происходило в обстановке острой лит-ой борьбы, позволяющей говорить о борьбе сумароковской системы с ломоносовской, которую кроме С. проводили такие его сторонники, как Ржевский, Нартов, Аблесимов, Херасков, Карин, Поповский и др. поэты XVIII в. "Снижение" и "опрощение" поэзии С. вело, с одной стороны, к приближению его творчества к жизни, но, с другой, делало его строго ограниченным интересами его класса. "Снижая" классическую поэтику, С. одновременно был настроен крайне враждебно к проявлениям исторически значимой буржуазной лит-ры, напр. к романам и "слезной комедии", в переводах и подражаниях уже появлявшейся на русской сцене. Таково его негодование по поводу постановки "Евгении" Бомарше в 1770 ("Новый и пакостный род слезных комедий") и по поводу выступлений драматурга В. Лукина [1765], в свою очередь, не называя имени, критиковавшего комедии Сумарокова. Лит-ая деятельность С. останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: в области лирики - оды торжественные, духовные, философские, анакреонтические, оды "вздорные" (пародии), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; в области эпоса - идиллии, басни; в области драмы - трагедии, комедии, драмы "с голосами" (оперы) и т. д. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, пробовал ввести в обиход размеры народной песни (дольники), античной поэзии ("сапфические строфы"), делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения. Из "высоких" жанров С. оставил
Стр.1