Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

"""Злополучная мысль"" или ""мудрая простота""?"

0   0
Первый авторЛевицкий
АвторыМисникевич Т.В.
Издательство[Б.и.]
Страниц15
ID10823
Аннотация"О творчестве автора (Сологуб Федор). (К творческой истории книги Федора Сологуба ""Свирель. Русские бержереты"")"
Кому рекомендованоО творчестве автора
Левицкий, А.А. """Злополучная мысль"" или ""мудрая простота""?" : Статья / Т.В. Мисникевич; А.А. Левицкий .— : [Б.и.], 2004 .— 15 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10823 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

творческой истории книги Федора Сологуба "Свирель. <...> Тяготение к жанру пасторали наметилось в творчестве Федора Сологуба в начале 1920-х годов. <...> В марте 1922 года в петербургском издательстве "Petropolis" вышла его книга "Свирель. <...> Русские бержереты",1 включавшая двадцать семь стихотворений, -- они же составили раздел "Свирель. <...> В стиле французских бержерет" в книге Сологуба "Небо голубое. <...> Стихи" (Ревель: Библиофил, [1921]), и кроме того, пять из них -- раздел "Свирель (В стиле бержерет 18-го века)" в его книге "Одна любовь. <...> 2 Девять стихотворений цикла образовали рукописный сборник "Лиза и Колен", завершенный Сологубом 29 мая 1921 года. <...> 3 Современники связывали появление пасторальных образов и мотивов в лирике Сологуба с общим изменением ее тональности. <...> 4 П. Н. Медведев восхищался "воздушной легкостью" и "изящной простотой" бержерет, созданных поэтом, которого "осенила ясная мудрость и мудрая простота". <...> 6 Брюсов отметил, что стихи "просто скучны и больше ничего". <...> Сологуб напал на злополучную мысль -- написать "русские бержереты", т. е. "пастушеские" стихи в приторно-сентиментальном вкусе, как они писались во Франции, в эпоху Людовика XV. <...> 7 Однако Брюсов, не оценивший пасторальные опыты Сологуба, обозначил в своей рецензии ключевую проблему творческой истории его книги "пастушеских стихов": какой "замысел" был у поэта при создании "целой книги" "подделок под старинные подделки". <...> Книга посвящена жене поэта -- Анастасии Николаевне Чеботаревской, покончившей с собой 23 сентября 1921 года. <...> В своих поминальных записях о Чеботаревской Сологуб отмечал: ""Свирель" вся написана, чтобы ее позабавить. <...> 8 16 июня 1921 года экземпляр рукописного сборника "Лиза и Колен" был послан Альберту Георгиевичу Оргу -- представителю эстонской оптационной миссии в Петрограде, помогавшему Сологубу и его жене с отъездом за границу. <...> 9 Через пять дней после гибели Чеботаревской, 28 сентября 1921 года, Сологуб передал "бержереты" в "Petropolis". <...> В творческом плане стихотворения, составившие <...>
Злополучная_мысль_или_мудрая_простота.pdf
А. А. Левицкий, Т. В. Мисникевич "Злополучная мысль" или "мудрая простота"? (К творческой истории книги Федора Сологуба "Свирель. Русские бержереты") Русская литература, No 3, 2004 OCR Бычков М. Н. Тяготение к жанру пасторали наметилось в творчестве Федора Сологуба в начале 1920-х годов. В марте 1922 года в петербургском издательстве "Petropolis" вышла его книга "Свирель. Русские бержереты",1 включавшая двадцать семь стихотворений, -- они же составили раздел "Свирель. В стиле французских бержерет" в книге Сологуба "Небо голубое. Стихи" (Ревель: Библиофил, [1921]), и кроме того, пять из них -- раздел "Свирель (В стиле бержерет 18-го века)" в его книге "Одна любовь. Стихи" (Пг.: Myosotis, 1921).2 Девять стихотворений цикла образовали рукописный сборник "Лиза и Колен", завершенный Сологубом 29 мая 1921 года.3 Современники связывали появление пасторальных образов и мотивов в лирике Сологуба с общим изменением ее тональности.Ю. Н. Верховский назвал "песнопения Одной любви" "светлыми гимнами", в которых "прежние, иногда болезненно утонченные мотивы жуткой и жестокой любви-страсти разрешаются или пластическим созерцанием, в котором смолкает и растворяется "знойный голос крови", или нежностью любви", и увидел в этой книге "светлое приятие любви и жизни, прославляемое песнями свирели..."4 П. Н. Медведев восхищался "воздушной легкостью" и "изящной простотой" бержерет, созданных поэтом, которого "осенила ясная мудрость и мудрая простота".5 На этом фоне выделялась рецензия Валерия Брюсова на книгу "Свирель. Русские бержереты".6 Брюсов отметил, что стихи "просто скучны и больше ничего". Причину неудачи он видел в "самом замысле автора": "Ф. Сологуб напал на злополучную мысль -- написать "русские бержереты", т. е. "пастушеские" стихи в приторно-сентиментальном вкусе, как они писались во Франции, в эпоху Людовика XV. Как большой мастер Ф. Сологуб хорошо справился с задачей, но каково читать целую книжку таких подделок под старинные подделки <...> Филис -- Сильвандр. Лиза -- Колен, Нинета -- Амур, и опять Амур, и еще Амур, и снова барашки, и вновь фиалки... нет! две-три такие стилизованные песенки были бы милым подарком нашей литературе, но целая книга их -- это чересчур!"7 Однако Брюсов, не оценивший пасторальные опыты Сологуба, обозначил в своей рецензии ключевую проблему творческой истории его книги "пастушеских стихов": какой "замысел" был у поэта при создании "целой книги" "подделок под старинные подделки". Решение издать ранее опубликованный цикл стихотворений отдельной книгой становится вполне понятным в контексте биографии Сологуба. Книга посвящена жене поэта -- Анастасии Николаевне Чеботаревской, покончившей с собой 23 сентября 1921 года. Для нее буквально на одном дыхании и были написаны "русские бержереты": первое стихотворение датировано 6 (19) апреля, последнее -- 28 мая (10 июня) 1921 года. В своих поминальных записях о Чеботаревской Сологуб отмечал: ""Свирель" вся написана, чтобы ее позабавить. Голодные были дни. Заминка с пайком. Ходил на Сенную, на последние гроши, на разменянные по секрету от нее германские марки купить что-нибудь вкусное. И по дороге сложил не одну бержерету. Первые же бержереты написаны по ее желанию для вечера в Институте, где она занималась языками и литературой".8 16 июня 1921 года экземпляр рукописного сборника "Лиза и Колен" был послан Альберту Георгиевичу Оргу -- представителю эстонской оптационной миссии в Петрограде, помогавшему Сологубу и его жене с отъездом за границу.9 Через пять дней после гибели Чеботаревской, 28 сентября 1921 года, Сологуб передал "бержереты" в "Petropolis".10 Таким образом, "бержереты", созданные поэтом, чтобы хоть чем-нибудь порадовать жену, оградить ее от реалий послереволюционной действительности, стали книгой ее памяти. В творческом плане стихотворения, составившие "Свирель", несомненно значили для Сологуба гораздо больше, чем милые и изящные "пустяки" или стилизации. "Мечтания" "о былом", ставшие одной из ведущих тем лирики Сологуба 20-х годов ("К жизни забытой, / Мглою столетий обвитой, / Жадно стремлюся опять"),11 безусловно усилили его интерес к поэтической культуре прошлого. Не менее важна и очевидная связь "Свирели" с песенным жанром. Исключительная музыкальность является
Стр.1