Федор Сологуб
Стихотворения
"Не склоняйся пред судьбою..."
---------------------------------------------------------------------------"Наше
наследие", 1989, No 3
Предисловие и публикация А. В. Лаврова
OCR Бычков М.Н mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Посмертная
судьба Федора Сологуба (1863-1927) кажется особенно
несправедливой при сопоставлении ее с прижизненной литературной репутацией
этого первоклассного мастера слова. Первым из русских символистов достигший
всероссийской известности (во второй
половине 1900-х годов имя Сологуба
соперничало но популярности с именами М. Горького, Л. Андреева, А. Куприна -
тогда наиболее читаемых авторов), неизменно оказывавшийся в орбите внимания
критики и в эпицентре литературных дискуссий, даже в требовательной и
искушенной символистской среде признанный практически всеми как создатель
суверенного и неповторимого художественного мира, Ф. Сологуб ощутил первые
симптомы будущего забвения еще при жизни. С начала 1920-х годов его книги
постепенно перестали издаваться, Сологуба медленно и верно вытесняли из
литературного процесса, обрекали на изоляцию, и когда он окончательно
определился в этом положении, заклеймили кличкой "внутреннего эмигранта".
Впрочем, если попытаться воспринять это определение не в смысле политической
инвективы, то окажется, что оно вполне соответствует мироощущению Сологуба и
природе его эстетического н жизненного (точнее - внежизненного) идеала:
Сологуб действительно
"внутренний эмигрант",
эмигрант - в себя, в
пригрезившуюся землю Ойле, далекую и прекрасную, в запредельную Алетею. Под
знаком этих, единственно подлинных, идеальных миров он самозабвенно творит
свои "сладостью легенды"; изгоняемый
силой обличения и неприятия обрушивается на косную и уродливую жизненную
реальность - и для него в глубине
из рая и помнящий о рае, он со всей
души остается безразличным, какое
социально-историческое обличье приобретает эта реальность.
После 1922 года и до конца дней Сологуба не было издано ни одной новой
книги его стихов. Старый мастер, однако, продолжал писать, успел создать в
последние годы жизни множество новых стихотворений, среди которых
встречаются подлинные шедевры. Около сорока стихотворений 1923-1927 годов
вошло в том Сологуба, подготовленный М. И. Дикман в большой серии
"Библиотеки поэта" (1975), - а это лишь малая часть его поэтических опытов
той поры.
В них Сологуб остается в целом верен тональности, обретенной им в
середине 1910-х годов, когда прежние и традиционные для его творчества
коллизии остро переживаемого двоемирия обогатились мотивами приятия
"здешнего" мира и примирения с земным уделом. Один из известнейших рассказов
Сологуба назван "Очарование печали". Это заглавие может послужить и образной
формулой, характеризующей позднюю лирику Сологуба: большинство ее образцов,
в той или иной степени.
окрашено "очарованием печали". В одних
стихотворениях образно-эмоциональный акцент - на "очарованиях", в других -
на "печали", но во внутреннем мире Сологуба эти мотивы неизменно сочетаются
в единство: не случайно одним и тем же днем, 29 сентября 1926 года,
датированы два его стихотворения, казалось бы, противоположные но своему
настроению и смыслу.
Стихотворения печатаются по автографам, хранящимся в архиве Ф. Сологуба
в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР
(ф. 289, он 1, ед. хр. 24-26, 28, 29).
В скобках Ф.Сологубом указаны даты по новому стилю.
* * *
Закрыв лицо рукою,
Она молчит, молчит,
А он в окно клюкою
Стучит, стучит, стучит.
К устам кроваво-алым
Подносит он кольцо,
Стр.1