Д. С. Мирский. СОЛОГУБ
--------------------------------------------------------------------------Источник:
Мирский
Д. С. Сологуб // Мирский Д. С. История русской литературы с
древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London:
Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 683-690.
Оригинал находится здесь http://feb-web.ru/feb/irl/irl/irl-6831.htm
--------------------------------------------------------------------------Все
писатели, о которых мы говорили в этой главе, вышли из культурных
столичных семей - из верхушки среднего класса, - но самым лучшим, самым
изысканным поэтом первого поколения символистов был выходец из низов, чей
странный гений расцвел при самых неблагоприятных обстоятельствах. Федор
Сологуб (настоящее имя - Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге в
1863 г. Отец его был сапожником, а после смерти отца мать пошла в прислуги.
С помощью ее хозяйки Сологуб получил сравнительно приличное образование в
Учительском институте. Закончив учение, Сологуб получил место учителя в
захолустном городишке. Со временем он стал инспектором начальных школ, в
девяностые годы был наконец переведен в Петербург. Только после огромного
успеха своего знаменитого романа
"Мелкий бес"
он смог оставить
педагогическую службу и жить на литературные заработки. Как и другие
символисты,
революционно, в 1917 г. и позднее был холодно отчужден от происходящего. В
1921
Сологуб был аполитичен и, хотя в 1905 г. был настроен
г. при трагических и таинственных обстоятельствах погибла жена
Сологуба - известная в литературе под именем Анастасия Чеботаревская, - но
кроме этого в личной жизни Сологуба не было крупных событий и его биография
состоит из истории его творчества.
Он начал писать с восьмидесятых годов, но первые десять лет не имел
никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы в 1896 г.
- сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман "Тяжелые сны", над
которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий
сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа
"Мелкий бес", над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение
многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в
приложениях к журналу, но журнал закрылся. И только в 1907 г. роман наконец
был издан в виде книги и был принят на ура. Мелкий бес принес Сологубу
всеобщее признание и всероссийскую славу. Но в позднейших книгах Сологуб
стал давать слишком много воли своим настроениям, что не понравилось
читателям; книги его такого успеха уже не имели, и после 1910 г. решено
было, что талант его пошел на убыль. "Творимая легенда" (1908-1912) - очень
интересная и странно своеобразная книга - была встречена равнодушно.
Последний роман Сологуба - "Заклинательница змей" - решительно слаб, но
стихи Сологуба, которые он продолжает печатать, по-прежнему остаются на
высоком уровне, хотя любителям новинок и сенсаций не понравится некоторая
их монотонность.
В творчестве Сологуба необходимо различать два аспекта, не связанных
между собой и не зависящих друг от друга, - это его манихейский идеализм и
особый "комплекс", являющийся результатом подавляемого, порочного libido.
Нет сомнения,
что многие произведения Сологуба, особенно последнего
периода, не были бы написаны, если бы не потребность удовлетворять этот
"комплекс", выражая его в материальной форме. Для изучения этого вопроса
нужен опытный психоаналитик,
а не историк литературы. Наслаждение
жестокостью и унижением красоты - один из главных его симптомов. Второй, -
вечно повторяющаяся деталь "босые ноги". Это как наваждение. Во всех
романах и рассказах Сологуба бродят босые героини. Манихейство Сологуба,
напротив, чисто идеалистическое - в платоновском смысле слова. Существует
мир Добра, состоящий из Единства, Покоя и Красоты, и мир Зла, который
состоит из Разброда, Желаний и пошлости. Наш мир - творение Зла. Только
внутри себя можно найти мир Единства и Покоя. Цель человека - освободиться
от злых оков материи и стать умиротворенным божеством. Но человек
проецирует свои мечты о небе на внешний мир, - в этом состоит
"романтическая" ирония жизни. Эту иронию Сологуб символически изображает
двумя именами, взятыми из Дон Кихота: Дульцинея и Альдонса. Та, кого мы
мнили идеальной Дульцинеей, на деле оказывается пошлой Альдонсой. Материя и
желание - главные выразители зла, а Красота - идеальная красота обнаженного
тела - единственное воплощение высшего мира идеалов в реальной жизни. В
этом пункте идеализм Сологуба встречается с его чувственностью. Его
Стр.1