С. С. Венгеров. Ф. К. Тетерников
Оригинал находится здесь: Сайт "Русский Биографический словарь"
С. С. Венгеров
Тетерников (Федор Кузьмич) - даровитый поэт и беллетрист, известный
под псевдонимом Федор Сологуб. Родился в 1863 году; окончил курс в СПб.
учительском институте. Внимание обратил на себя рассказом "Тени", в
"Северном Вестнике",
1894;
позже
был сотрудником "декадентских" и
"модернистских" журналов - "Нового Пути", "Вопросов Жизни", "Золотого
Руна", "Весов", сборников "Скорпиона" и "Грифа". Освободительное движение
делает его сотрудником "Нашей Жизни" и наиболее радикальных сатирических
журналов 1905 - 1906 годов. Но из политических писаний С. литературную
ценность имеют только его коротенькие чрезвычайно колоритные "Политические
сказочки". Отдельным изданием напечатано: "Стихи. Книга первая" (СПб.,
1896); "Тени. Рассказы и стихи" (книга вторая, СПб., 1896); "Тяжелые сны.
Роман" (2 изд., СПб., 1896 и 1900); "Собрание стихов. Книга III и IV" (М.,
1904); "Жало смерти. Рассказы" (М., 1904); "Книга сказок" (М., 1900);
"Родине. Пятая книга стихов" (СПб., 1906); "Политические сказочки" (СПб.,
1906); "Истлевающие личины. Рассказы" (М., 1907); "Мелкий бес. Роман"
(СПб., 1907); "Змий. Шестая книга стихов" (СПб., 1907); "Литургия мне.
Мистерия" (М., 1907; конфискована по обвинению в кощунстве). В рядах
русского "декадентства" С. занимает совсем особое место. Общими чертами
этого течения являются ломание, напускные чувства,
ходульность,
напряженность; С., напротив того, писатель безусловно-искренний, в том
смысле, что все им создаваемое естественно и органически связано с его
психопатологическим писательским темпераментом. Безгранично уныл внутренний
мир С.; вечный сумрак царит в его
душе. Чужд он каких бы то ни было
радостей и тяжелым гнетом давит читателя гипноз замечательного таланта С.
"Жало Смерти", говоря заглавием одного из его сборников, неудержимо влечет
и манит С. к себе. Смерть и подобие ее - безумие - основной мотив его
стихотворений и исключительный мотив
его прозы. У Сологуба нет ни одного
рассказа, где бы дело не кончалось смертью, убийством, самоубийством, чаще
всего - самоубийством на заре жизни. И умирают самоубийцы С. вовсе не
потому, что они разочаровались в жизни, потерпели какое-нибудь крушение
надежд и т. п.; их прямо манит к себе смерть. Школьник выбрасывается из
окна потому, что на него произвела неотразимое впечатление летящая фигура
девочки, выпавшей из четвертого этажа; богатая, красивая девушка закалывает
себя перед зеркалом, созерцая свое прекрасное тело. Наряду с заражающей
жаждою смерти, через все творчество С. сплошной полосой проходит манящая и
гипнотизирующая струя безумия, особенно ярко выраженная в самом стройном из
рассказов С. - "Тени". И к числу сильнейших сторон таланта С. принадлежит
его уменье делать незаметным переход от нормального состояния к безумию
формальному и несомненному. Наконец третьим основным элементом творчества
С. является дикая, почти патологическая, небывалая еще в русской литературе
похоть, временами граничащая с садизмом (в особенности это относится к
"Тяжелым Снам"). В "Мелком бесе" фигурируют такие "полудевы", пред которыми
французские demi-vierges совершенно бледнеют. Искание смерти, безумие и
похоть сплетаются в творчестве С. в кошмар, с чисто литературной стороны,
однако,
проведенный с крупным мастерством. Поклонники С. из лагеря
"Скорпиона" и декадентства определяют С. как человека, поклоняющегося
дьяволу, вместо Бога. Для такого определения всего легче подыскать ряд
доказательств в стихах С. Они дают богатый запас данных для суждения об
авторе, потому что это почти сплошная лирика, почти сплошное мелькание
местоимения я,
я,
я. Этот "индивидуализм" sui generis чрезвычайно
однообразен и утомителен. Кто знает одну из шести "книг" стихов С., знает
их все. Все его стихотворения написаны с одной и той же сжатостью, тем же
прекрасным, подчас областным, языком, с тем же выворачиваем всего своего
настроения, без малейшего желания принарядиться. В одном из таких признаний
С. символически рассказывает историю
своей души в таком виде: "Когда я в
бурном море плавал и мой корабль пошел ко дну, я так воззвал: - отец мой,
Стр.1