СИНЕГУБ, Сергей Силыч [1851, с. Приводы (Белявское) Александровского у.
Екатеринославской губ.-- 19.Х(2.XI).1907, Томск],-- поэт. Сын помещика. Образование получил в
Петербурге. В конце 1871 г. сблизился с народниками, группировавшимися вокруг Н. В. Чайковского,
затем стал активным участником кружка "чайковцев", пропагандировавших идеи утопического
социализма. С., один из виднейших народников периода их "хождения в народ", прекрасный
пропагандист и организатор, вел работу на петербургских и уральских заводах, в первой половине 1873
г. учительствовал (вместе с женой) в с. Губин Угол Тверской губ. Из народнических кружков начала 70
гг. вышли первые рабочие-революционеры, в частности, известный Петр Алексеев занимался в одном из
кружков, организованных "чайковцами". С. был знаком с "Капиталом" Маркса, излагал рабочим
положения теории прибавочной стоимости. Однако народническую "тягу" к рабочим не следует
переоценивать: народников интересовали прежде всего рабочие, недавно ушедшие из деревни, не
оставившие крестьянских забот (безземелье, подати, бесправие), предполагалось, в расчете на близкую
крестьянскую революцию, подготовить из рабочих агитаторов для деревни.
В ноябре 1873 г. С. был арестован, суд ("процесс 193-х"), состоявшийся через 4 года (конец 1877 -
- нач. 1878 г.), приговорил С. к лишению всех прав состояния и к каторжным работам на 9 лет. После
окончания каторжного срока в Нижне-Карийской тюрьме С. как ссыльнопоселенец живет в Чите (с 1881
г.), в Благовещенске (с 1896 г.) и Томске.
Художественное творчество С. подчинено задачам распространения народнических идей. С, как
и другие народники того времени, считал, что основы социалистического учения будут восприняты, если
их излагать в доступных для неграмотных крестьян и рабочих фольклорных формах. В период активной
пропагандистской деятельности (до осени 1873 г.) он пишет в условно-былинном стиле поэмы "Илья
Муромец", "Атаман Сидорка", "Степан Разин". В первой поэме, опирающейся на былины "Исцеление
Ильи", "Илья, и Идолище", богатырь действует в пореформенной Руси, уничтожает барина-обжору и
барских слуг, устанавливает в селе Карачарове вольную жизнь. "А и все б мужики во крещеной Руси /
Так же жили бы вольно и весело, / Кабы от бар-господ слобонилися" -- таковы заключительные; строки
поэмы. Своеобразная вольная республика во главе с атаманом Сидоркой показана во второй поэме.
Сидорка -- благодетель и защитник бедного люда, мститель за нанесенные ему обиды. В поэме
использованы предание о встрече в Воронеже атамана Сидорки с Петром I, а также ряд былинных
мотивов, среди которых основную идейную нагрузку несет отрицание братоубийства (из былины
"Данило Ловчанин"), не побежденный царскими войсками, атаман сломлен, когда против него выступил
брат-генерал: "Не видать мужику счастья светлого... / Пока брат на брата поднимается". В основе сюжета
поэмы о Разине народные песни и предания, привлечена и легенда о чудесном спасении Разина и о его
предстоящем возвращении: он явится тогда, когда весь народ поймет, "Что не ждать ему воли-матушки /
От царя, от бар, от господ других, / Что самому ему добывать ее..."
Основное в поэтическом наследии С.-- стихи. До ареста это стихотворения -- призывы к борьбе
("Гей, работники! несите / Топоры, ножи с собой"), о тяжелой доле трудящихся.Широко известной стала
"Дума ткача", распространявшаяся как народная песня во множестве вариантов. Среди народников С.
получил признание как лучший тюремный поэт 70 гг. В стихах, написанных после ареста,-- проклятия в
адрес тюремщиков, обращенные к единомышленникам призывы к стойкости ("Будьте тверды в своей
вере!") и мести за униженных и замученных в заключении товарищей ("Отмстить за каждую могилу /
Борца, убитого тюрьмой"). В ряде стихотворений звучат мотивы самопожертвования во имя
революционного дела ("Терн", "Перед смертью"). В стихотворении "Волчонок" (о В. С. Любатович)
героиня согласна быть забытой после победы революции, только бы "народ угнетенный / Свободно
вздохнул обновленный". В стихах последних лет лирические раздумья о скорбной доле революционера и
несбывшихся надеждах, усталости перемежаются с радостными мотивами: на смену ушедшим идут
новые поколения борцов: "Бодрой свежестью веет в стране, / Всюду новая жизнь пробудилась" ("Вот и
старость седая пришла").
В сибирской ссылке С. пишет стихотворную "Сказку о мужике Егорке" -- о мытарствах
крестьянина, ушедшего из деревни на заработки и вернувшегося к разрушенному дому и погибшей
семье. "Сказка" посвящена Л. Н. Толстому и полемична по отношению к его проповеди непротивления.
Отшельник, которого встретил Егорка в конце пути, советует ему прочитать "о добром Ильясе" (т. е.
одноименный рассказ Толстого) и "не противиться злому". Единственный путь непротивления,
избранный Егоркой,-- смерть: живой человек не может не протестовать, не бороться.
Поэмы С. читались в кружках, распространялись, как и стихи, в списках. Стихи печатались в
заграничных изданиях: "Сборник новых песен и стихов" (Женева, 1873), "Из-за решетки" (Женева, 1877,
стихи С.-- под псевдонимом Вербовчанин). Единственный авторский сборник С.-- "Стихотворения. 1905
г." (Ростов на / Д., 1906). Мемуары С. ("Записки чайковца") печатались в журналах "Былое" (1906) и
"Русская мысль" (1907), в 1929 г. вышли отдельным изданием.
Стр.1