Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

"О ""новых"" взглядах ""старого"" писателя"

0   0
Первый авторШулятиков Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID10576
Аннотация"(Скабичевский А. М.). ""Курьер"", 1901, No 329."
Кому рекомендованоКритика
Шулятиков, В.М. "О ""новых"" взглядах ""старого"" писателя" : Статья / В.М. Шулятиков .— : [Б.и.], 1901 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10576 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Шулятиков О "НОВЫХ" ВЗГЛЯДАХ "СТАРОГО" ПИСАТЕЛЯ "Курьер", 1901 г., No 329 <...> В конце прошлого года, на страницах "Русское Мысли"* он произнес отповедь "аскетическим недугам" нашей интеллигенции - старался доказать "несостоятельность" и "односторонность" увлечения чисто "идейными" интересами, полного отречения от собственного счастья во имя идеи, которой приносятся в жертву потребности "плоти", - протестовал против того, что интеллигенты, охваченные высоко альтруистическими чувствами, делают из своего альтруизма "особенную профессию" и чуждаются тех или других радостей жизни. <...> Теперь, в последней (ноябрьской) книжке "Русской мысли" (в статье "Новые течения в современной литературе") он странным образом забыл собственные взгляды на ход развития русской литературы в XIX веке и нарисовал картину этого развития, руководствуясь рецептом, рекомендованным французскими критиками. <...> Французские критики, вроде известного Лансона, обозревая литературное движение во Франции с конца ХVШ в. до конца XIX в. склонны обыкновенно отмечать только какую-то стихийную смену литературных школ. <...> Они объясняют падение одной литературной школы и воцарение на ее развалинах другой, главным образом, тем, что художественные приемы известной школы и разрабатываемые ею сюжеты обветшали, надоели публике, стали действовать на нее угнетающе, - тем, что литературные принципы известной школы, получивши одностороннее развитие, наложили на искусство слишком тяжелые оковы. <...> И публика радостно бросается навстречу новой школе, обещающей избавить ее от скуки и "гнета", будит в ней новые чувства,* доставляет новые эстетические наслаждения, освободит порабощенное искусство. <...> * Типичный образчик подобного рода "научных" объяснений: "мещанская" сентиментальная драма, - как старается доказать один критик - потому вытеснила в симпатиях публики "классическую" комедию, что публика устала от смеха <...>
О_новых_взглядах__старого_писателя.pdf
Владимир Шулятиков О "НОВЫХ" ВЗГЛЯДАХ "СТАРОГО" ПИСАТЕЛЯ "Курьер", 1901 г., No 329 Г. Скабичевский, очевидно, переживает период какого-то "внутреннего перелома". В конце прошлого года, на страницах "Русское Мысли"* он произнес отповедь "аскетическим недугам" нашей интеллигенции - старался доказать "несостоятельность" и "односторонность" увлечения чисто "идейными" интересами, полного отречения от собственного счастья во имя идеи, которой приносятся в жертву потребности "плоти", - протестовал против того, что интеллигенты, охваченные высоко альтруистическими чувствами, делают из своего альтруизма "особенную профессию" и чуждаются тех или других радостей жизни. * См. его статью "Аскетические недуги в нашей современной передовой интеллигенции" ("Русская мысль", 1900 г., октябрь-ноябрь). Статья эта вызвала справедливые возражения со стороны "Мира Божьего". Недавно на страницах газеты "Новости" он снизошел до угождения вкусам самой "серенькой" публике, написавши бойкий фельетон о "породах женщин". Теперь, в последней (ноябрьской) книжке "Русской мысли" (в статье "Новые течения в современной литературе") он странным образом забыл собственные взгляды на ход развития русской литературы в XIX веке и нарисовал картину этого развития, руководствуясь рецептом, рекомендованным французскими критиками. Французские критики, вроде известного Лансона, обозревая литературное движение во Франции с конца ХVШ в. до конца XIX в. склонны обыкновенно отмечать только какую-то стихийную смену литературных школ. Они объясняют падение одной литературной школы и воцарение на ее развалинах другой, главным образом, тем, что художественные приемы известной школы и разрабатываемые ею сюжеты обветшали, надоели публике, стали действовать на нее угнетающе, - тем, что литературные принципы известной школы, получивши одностороннее развитие, наложили на искусство слишком тяжелые оковы. И публика радостно бросается навстречу новой школе, обещающей избавить ее от скуки и "гнета", будит в ней новые чувства,* доставляет новые эстетические наслаждения, освободит порабощенное искусство. * Типичный образчик подобного рода "научных" объяснений: "мещанская" сентиментальная драма, - как старается доказать один критик - потому вытеснила в симпатиях публики "классическую" комедию, что публика устала от смеха и захотела слез. Далее, французские критики устанавливают, что в литературном движении минувшего века сыграли главенствующую роль две школы - романтическая (которой в ее борьбе с ложноклассическими традициями был расчищен путь сентиментализмом) и натуралистическая; вся история литературы XIX века, по их мнению, в сущности сводится к эволюции двух названных литературных направлений.* * Говоря о литературе последних годов XIX в., французские критики в своих общих обзорах обыкновенно лишь самым беглым образом касаются "идеалистической реакции". Г. Скабичевский следует французским критикам, как в изображении процесса "механической" смены литературных школ, так и в оценке исторической роли романтизма и натурализма. Вот как объясняет он, например, причину "крушения" романтической школы. Оно произошло, по его убеждению, потому, что романтизм впал в крайность и устарел в глазах общества. Провозгласивший свободу "чувства", освободивший литературу от рабской подражательности классическим образцам, пересадивший литературу на "родную почву". поставивший ее в "органическую связь с преданиями родной старины" (об этом, по мнению г. Скабичевского, заключалось историческое значение романтизма), вместе с тем заразивший общество страстью к чудесному, мистическому, поселивший в обществе "аскетическое отвращение от земного", помутивший на долгие годы то жизнерадостное, исполненное трезвого идеализма миросозерцание, какое завещал ХVШ век устами своих
Стр.1