Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Владимир Шулятиков
ТРИ РОМАНИСТКИ
"Курьер", 1901, No 139
Один немецкий профессор делает характерную оценку "женского вопроса". <...> Он сводит этот
вопрос исключительно к вопросу о женском труде. <...> В истории женского труда он отмечает два резко
очерченных периода. <...> *
* - Сноска отсутствует
До второй половина XIX столетия с представлением о женском труде соединяли обыкновенно
представление о труде, увековеченном в Шиллеровской "Песне о колоколе", - представление о труде
"добродетельной хозяйки, супруги и матери", труде, правда, полезном и продуктивном", но
направленном не на приобретение средств к существованию, а лишь на сохранение и распределение этих
средств, добитых стараниями главы семейства. <...> Принцип экономической самостоятельности не был тогда
понятен большинству женщин. <...> Женщина была лишь принадлежностью своего супруга и своей семьи. <...> Незамужняя женщина считалась вполне бесправным человеком, и она стремилась неизменно "быть тем,
чей вообще была тогда женщина", - стремилась сделаться принадлежностью чьего-нибудь домашнего
хозяйства. <...> Большинство незамужних женщин старалось найти себе занятие в чужом хозяйстве, входили
в состав чужой семьи, напр., в качестве экономки и домоуправительницы, или же жили в семьях
родственников и знакомых, не занимая определенного места и помогая хозяйке дома в ее заботах о
семейном благоустройстве, Если женщина но желала посвятить себя домашнему хозяйству или же не
умела пристроиться в чьей-нибудь семье, то на нее смотрели, как на отверженную. <...> Женщина,
дерзнувшая избрать себе либеральную профессию, - профессию художницы, писательницы, актрисы,
считалась совершенно погибшим существом. <...> Подобное положение женщины и подобный взгляд на женщину обусловливался тем, что большая
часть народонаселения вела тогда самостоятельное хозяйство - в городах старого покроя купцы и
ремесленники, за пределами городов старого покроя землевладельцы <...>
Три_романистки.pdf
Владимир Шулятиков
ТРИ РОМАНИСТКИ
"Курьер", 1901, No 139
Один немецкий профессор делает характерную оценку "женского вопроса". Он сводит этот
вопрос исключительно к вопросу о женском труде. В истории женского труда он отмечает два резко
очерченных периода.*
* - Сноска отсутствует
До второй половина XIX столетия с представлением о женском труде соединяли обыкновенно
представление о труде, увековеченном в Шиллеровской "Песне о колоколе", - представление о труде
"добродетельной хозяйки, супруги и матери", труде, правда, полезном и продуктивном", но
направленном не на приобретение средств к существованию, а лишь на сохранение и распределение этих
средств, добитых стараниями главы семейства. Принцип экономической самостоятельности не был тогда
понятен большинству женщин. Женщина была лишь принадлежностью своего супруга и своей семьи.
Незамужняя женщина считалась вполне бесправным человеком, и она стремилась неизменно "быть тем,
чей вообще была тогда женщина", - стремилась сделаться принадлежностью чьего-нибудь домашнего
хозяйства. Большинство незамужних женщин старалось найти себе занятие в чужом хозяйстве, входили
в состав чужой семьи, напр., в качестве экономки и домоуправительницы, или же жили в семьях
родственников и знакомых, не занимая определенного места и помогая хозяйке дома в ее заботах о
семейном благоустройстве, Если женщина но желала посвятить себя домашнему хозяйству или же не
умела пристроиться в чьей-нибудь семье, то на нее смотрели, как на отверженную. Женщина,
дерзнувшая избрать себе либеральную профессию, - профессию художницы, писательницы, актрисы,
считалась совершенно погибшим существом.
Подобное положение женщины и подобный взгляд на женщину обусловливался тем, что большая
часть народонаселения вела тогда самостоятельное хозяйство - в городах старого покроя купцы и
ремесленники, за пределами городов старого покроя землевладельцы и земледельцы. По веяния новой
капиталистической эпохи постепенно меняли картину исторической сцены. Крупное производство
вызвало переустройство всего хозяйственного, и вместе с тем общественного быта европейских народов.
Перед женщиной открылись тогда новые горизонты: женщина была принуждена искать себе занятий за
пределами домашнего хозяйства, принуждена была вступать на путь самостоятельной борьбы за
существование. Ее деятельность отныне, в силу необходимости, не могла уже ограничиваться
сохранением средств к существованию, приобретенных другим лицом: она сама начала добывать себе
эти средства. Она устроилась в конторы, в аудитории, в редакции, на кафедры сельских и городских
школ, на фабрики.
Отмеченное немецким профессоров обращение женщины к новым формам труда и составляет
сущность современного женского вопроса. Оно создало широкую волну женского "движения". Оно
внушило женщинам чувство солидарности. Оно ввело женщину в cферу "общественности" и
"гражданственности". Одним словом, оно воспитало новый, прогрессивный тип женщины.
Посмотрим теперь, как "новая" женщина характеризует себя в своих литературных
произведениях, как она изображает в них процесс своего общественного и духовного перерождения, как
сна рассказывает в них о своем разрыве со старыми традициями и о своих первых шагах на новом пути.
Для этой цели мы постараемся сделать возможно полную оценку "женской" литературы, сделать
характеристику целого ряда беллетристических произведений и подвести итоги литературной
деятельности целого ряда писательниц.
В настоящем фельетоне остановим внимание читателей на трех произведениях, обрисовывающих
тип женщины, выходящей на "новый путь из-под кровли оскудевших "дворянских гнезд". Эти три
произведения - повесть г-жи Т. Барвенковой "Раздолье", роман "В чужом гнезде" К. Ельцовой, роман
"Плоскогорье" Л. Гуревич.
Названные писательницы обладают далеко не однородными талантами, увлечены далеко не
однородными "направлениями". Их произведения отмечены яркой печатью индивидуальности. Г-жа
Гуревич проявляет склонность к философским обобщениям; ее роман - плод долговременной
Стр.1