Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

Вместо введения. Помянем прошлое

0   0
Первый авторШулятиков Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID10547
АннотацияКурьер. 1901. No 8. Комментарий Ю. Кузьминовой, М.Михайловой
Кому рекомендованоПублицистика и философия
Шулятиков, В.М. Вместо введения. Помянем прошлое : Статья / В.М. Шулятиков .— : [Б.и.], 1901 .— 8 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/10547 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Шулятиков ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ Помянем прошлое XIX век начал с отрицания заветов "просветительной" эпохи [1]. <...> На его рубеже закатывалась звезда "вольтерьянства" [2], угасла горячая вера во всемогущество разума, развенчивались идеалы [3] и деизма [4], "просветительная" литература подвергалась осмеянию: она начинала казаться "мелкой и бесстыдной, как и сами люди XVIII столетия". <...> Совершенно не похожая на ту интеллигенцию, которая была в продолжении XVIII века. <...> Интеллигенция, вызванная к жизни экономическими и общественными реформами XVIII века, представляла из себя довольно пеструю толпу; в этой толпе разночинец [5] стоял рядом с представителем привилегированного класса, сын крестьянина рядом с сыном мелкого дворянина, сын священника рядом с сыном какого-нибудь саксонца лекаря, сын приказчика рядом с сыном купца или мещанина. <...> Интеллигенты XVIII века - трезвые труженики на поприще великих общественных преобразований, они непосредственные участники великой созидательной работы, они верят в то, что именно они вершат судьбы истории. <...> Интеллигенция начала XIX века, напротив, не блещет пестротой своих костюмов. <...> Интеллигентразночинец перестает на время играть видную роль, теряется на время в толпе интеллигентов-дворян. <...> Мы не будем вскрывать здесь тех причин, которые создали новую интеллигенцию: вскрытие этих причин отвлекло бы нас далеко в сторону, заставило бы нас сделать пространную характеристику экономического и политического положения землевладельческого класса в конце XVIII и в начале XIX века. <...> Во всяком случае, появление новой интеллигенции есть неоспоримый исторический факт. <...> Землевладельческий класс, силой обстоятельств, в начале XIX века принужден был расстаться с традициями архаической культуры [6]. <...> Перед землевладельцами встал неотвязный вопрос о повышенном уровне образованности. <...> Указ Александра I [7] (1803 г.) гласил: "Ни в какой губернии никто не будет <...>
Вместо_введения._Помянем_прошлое.pdf
Владимир Шулятиков ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ Помянем прошлое XIX век начал с отрицания заветов "просветительной" эпохи [1]. На его рубеже закатывалась звезда "вольтерьянства" [2], угасла горячая вера во всемогущество разума, развенчивались идеалы [3] и деизма [4], "просветительная" литература подвергалась осмеянию: она начинала казаться "мелкой и бесстыдной, как и сами люди XVIII столетия". Наступили "сумерки кумиров" и наступили потому, что явились новые люди. Создалось новое общество, народилась новая интеллигенция. Совершенно не похожая на ту интеллигенцию, которая была в продолжении XVIII века. Интеллигенция, вызванная к жизни экономическими и общественными реформами XVIII века, представляла из себя довольно пеструю толпу; в этой толпе разночинец [5] стоял рядом с представителем привилегированного класса, сын крестьянина рядом с сыном мелкого дворянина, сын священника рядом с сыном какого-нибудь саксонца лекаря, сын приказчика рядом с сыном купца или мещанина. Но вся эта пестрая толпа исполняет одно общее дело, идет к одной цели, одушевлена одной общей надеждой, имеет общих друзей и врагов. Интеллигенты XVIII века - трезвые труженики на поприще великих общественных преобразований, они непосредственные участники великой созидательной работы, они верят в то, что именно они вершат судьбы истории. Проходя тяжелую жизненную школу, всем в жизни обязанные исключительно своим умственным дарованиям, они выше всего на свете ценят ум: невежество - их злейших враг; оно - символ гибели, символ отживающей старины. Они свято веруют в науку: она должна принести им победы. Они смело смотрят вперед: им грезится торжество цивилизации, они рисуют себе идиллии развитой городской жизни, идиллии мирного промышленного прогресса. Они верят в возможность гармонически устроенного человеческого общества. Интеллигенция начала XIX века, напротив, не блещет пестротой своих костюмов. Интеллигентразночинец перестает на время играть видную роль, теряется на время в толпе интеллигентов-дворян. Если он изредка и заявляет о своем существовании, то должен делать это робко, подделываясь под общий тон и вкусы доминирующей интеллигенции; в противном случае, даже наиболее прогрессивные писателей окрестят его презрительной кличкой "семинариста" или "торгаша". Мы не будем вскрывать здесь тех причин, которые создали новую интеллигенцию: вскрытие этих причин отвлекло бы нас далеко в сторону, заставило бы нас сделать пространную характеристику экономического и политического положения землевладельческого класса в конце XVIII и в начале XIX века. Во всяком случае, появление новой интеллигенции есть неоспоримый исторический факт. Землевладельческий класс, силой обстоятельств, в начале XIX века принужден был расстаться с традициями архаической культуры [6]. Новые устои жизни потребовали от него, чтобы он лучше вооружился в борьбе за существование. Перед землевладельцами встал неотвязный вопрос о повышенном уровне образованности. Указ Александра I [7] (1803 г.) гласил: "Ни в какой губернии никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище" [8]. Дворянство оставило систему примитивного домашнего воспитания. Питомцы деревни, "деревенские выкормки" устремились в город. Частные пансионы, гимназии, университеты начали образовывать новые многочисленные поколения интеллигентов. Из провинциальной глуши новые интеллигенты привезли с собой запас своеобразных впечатлений, настроений, верований. Проведя первые годы детства в деревне, они приучились любить природу; окруженные штатом нянек и дядек, ухаживающих за ними с патриархальной любовью и простотой, они приучились ценить естественность, простоту патриархальных отношений [9]; нянюшкины сказки приучили их уноситься в мир фантазии. Их родичи и ближние внушили им чувство глубокой религиозности. Бессистемность первоначального воспитания, шумная и беспорядочная жизнь помещичьей усадьбы наградила их беспокойной, не способной к упорному, требующего продолжительного внимания труду, мечущейся из стороны в сторону натурой [10]. Гимназическая и университетская наука не в состоянии перевоспитать их натуру, заглушить в них природные инстинкты, дисциплинировать их чувства, внушить им безграничное уважение к всемогущему разуму, направить их на путь трезвой работы. Городская и столичная обстановка не внушает им доверия. Они не чувствуют себя "господами истории". Они попали в общество, которое живет и развивается по каким-то непонятным для них "железным" законам. В "тех аристократических и бюрократических салонах", которыми ограничивается их круг наблюдений над "человечеством", они не находят ни
Стр.1