Владимир Михайлович Шулятиков
МОБИЛИЗАЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ И МОБИЛИЗАЦИЯ РЕАКЦИИ
Сборник "Текущий момент", 1906 год.
1.
Газеты приносят нам из разных концов России самые противоре-чивые известия; в одном месте
волнуются крестьяне, вырубая поме-щичьи леса, составляя приговоры об изменении политического строя,
в другом - идут забастовки рабочих, в третьем - толпа сражается с полицией и войсками, в четвертом -
учителя, земцы, врачи устраи-вает союзы и препираются с властями, а в ряде других мест слышится свист
черносотенной дубинки и патриоты в чуйках, сюртуках и мундирах искореняют "крамолу", не стесняясь
средствами. Поэтому каждый считает себя вправе делать политические предсказания сооб-разно своим
склонностям и желаниям. Карл Амалия Грингмут, напри-мер, ежедневно составляя списки раненных
крамольников, с торжест-вом заявляет: "Смотрите, русский народ просыпается, он проклина-ет свободу и
быстрыми шагами идет под знамя родного кулака и та-тарской плети". А человек противоположных
воззрений, на основа-нии других известий, скажет; "В народе проснулась мысль, он ищет новой жизни и
бесстрашно борется за свои права и свою свободу".
Кто из них прав? Куда идет Россия? Что значат эти беспрерыв-ные всероссийские бойни, эти
песни свобода, этот хриплый вой воинственных охранителей? Обыватель, впервые переживающий такие
со-бытия, теряется в предположениях; газетные листы с их противоположными вестями кажутся ему
какой-то неразрешимой загадкой; ушибленный с детства бюрократической мамкой, он не понимает
ничего, не видит ничего, не слышит ничего и, растерянно опуская руки, го-ворит: "Темна вода во облацех.
Россия придет, куда Бог даст. Бу-дущее для него туманно, и поэтому он на настоящее с отчаянием ма-шет
рукой.
Мы не последуем его примеру. Сумятица газетных известий не помешает нам научно разобраться
в переживаемых событиях, оценить их значение и отчасти предугадать их исход. Ибо помимо намерений
и планов отдельных людей существуют еще намерения и планы народ-ной жизни. Каждый из нас, лично,
знает только маленький уголок то-го, что есть; он надеется и отчаивается, любит и ненавидит, торжествует
и падает, но его судьба, как песчинка, теряется в море многомиллионной массы. Беспощадный
голод властно царит над ней, подсказывает ей заветные думы, толкает ее на ту или другую доро-гу. Голод
ее сплачивает, голод ее воспитывает, голод ведет ее на борьбу, голод рвет цепи, им же скованные. Он ее
руководитель и вождь. И потому никакой человек не может повести за собой милли-оны, если он не
ответит им на вопрос: "Как ты накормишь нас?" Никакое слово не возбудит сильного могучего движения,
если оно не обещает хлеба" Мы будем бродить в потемках, если позабудет этот основной закон жизни
человеческого общества и понадеемся только на веру и безверие, знание и невежество, рабский дух или
свободо-любие народа.
Все это растет на поверхности того океана, который зовется экономической жизнью страны: там
"отношениях богача и бедняка, труда и капитала, голода и сытости, нужно искать разгадки того" что мы
переживаем, и указаний на то, что вам предстоит*. Бессилен г. Грингмут, проклинающий либерального
профессора; бессилен либе-ральный профессор, проклинающий г. Грингмута, их взаимные анафемы
остаются на газетных столбцах. Но всемогущ кошелек объединенных капиталистов, всемогуща рука
объединенных рабочих, приготовленная к удару. - ибо их жестокой борьбой, борьбой голода с
обжорством движется вся история людей, падают старые учреждения в возникают новые.
Итак, ни черносотенные прокламации, ни постановления земс-кого съезда, ни газетные
корреспонденции не выясняют нам вопрос, над которым тщетно ломает себе голову обыватель - ''куда
Россия идет, и откуда явились рыцари еврейских погромов, воины грингмутовской армии?" Только
исследование экономических отношений современной России сможет нам разрешить задачу.
Обыкновенно говорят: интересы народа требования народа, бла-го народа. Народ - это кокарда,
которою каждая партия освещает свое знамя. Но понимают это слово все по-разному.
Спросите, например, дворянина Павлова, известного сотрудника "Московских Ведомостей" - за
кого он стоит? - и он ответит вам: "За народ". Далее, он скажет вам, что для блага народа необходима
Стр.1