В.Шулятиков
Оправдание капитализма в западноевропейской философии (от Декарта до Маха)
Источник: 'Московское книгоиздательство'. Москва, 1908 г. Стр. 150, Цена 1 руб. Москва. Типолитография
'Русского товарищества' печатного и издательского дела. Чистые пруды, Мыльников пер.,
собств. д. телефоны 53.95 и 18.25.
Посвящается А.М.
(Анне Михайловне Распутиной, девичья Шулятикова. Сестра В.М.Шулятикова. Примечание
В.И.Ш.)
В интеллигентских кругах установилось традиционное отношение к философии: на
последнюю смотрят, как на своего рода Privatsache, как на нечто такое, что составляет область
индивидуального благоусмотрения, индивидуальных оценок, индивидуального творчества.
Утверждают, что расхождение, даже самое коренное, в философских вопросах, отнюдь не должно
свидетельствовать о наличности социальных разногласий. Философские идеи представляются
слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой. И защита
определенной классовой позиции не обуславливает поэтому, согласно общераспространенному
взгляду, симпатий к определенной философской школе. Напротив, в данном случае, допускается
широкая свобода выбора.
Того же взгляда придерживаются весьма и весьма многие марксисты. Они убеждены, что в
рядах пролетарского авангарда допустимо пестрое разнообразие философских воззрений, что не
имеет большого значения, исповедуют ли идеологи пролетариата материализм или энергетику,
неокантианство или махизм. Предполагается, что философия - вещь очень невинная. Пусть та или
иная философская система сложилась в лоне буржуазии: из этого не следует, что надо относиться к
ней отрицательно, видеть в ней оружие, выкованное против рабочего класса. Нет! поднимаясь на
высоты отвлеченной мысли, представители буржуазии становятся очень далеки от всего
материального, почти, а зачастую совсем, забывают о своих классовых интересах. Если же это
верно, то, говорят нам, можно и должно использовать означенные плоды буржуазного творчества,
использовать наиболее полно и широко; само собою, разумеется, при этом нужно выполнить
некоторую критическую работу, очистить систему от буржуазного налета: задача, не требующая
много времени и усилий, ибо элементы, которые приходится удалять, имеются в незначительных
дозах.
Придерживаться изложенного взгляда значит впадать в наивную, прискорбнейшую ошибку.
Философия не составляет счастливого исключения: на умозрительных "высотах" буржуазия
остается, верна себе. Она говорит не о чем ином, как о своих ближайших, классовых выгодах и
стремлениях, но говорит очень своеобразным, трудно понимаемым языком. Все без остатка
философские термины, с которыми она оперирует, все эти "понятия", "идеи", "воззрения",
"представления", "чувства", все эти "абсолюты", "вещи в себе", "ноумены", "феномены",
"субстанции", "модусы", "атрибуты", "субъекты", "объекты", все эти "духи", "материальные
элементы", "силы", "энергии" служат ей для обозначения общественных классов, групп, ячеек и их
взаимоотношений. Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя,
мы имеем дело с картиной классового строения общества, нарисованной с помощью условных
знаков и воспроизводящей социальное profession de foi известной группы.
Вопрос поэтому должен быть поставлен решительно.
Не к переделке деталей на подобного рода картинах должна свестись задача философии
марксизма. Нельзя принимать эти картины за нечто такое, что можно было бы утилизировать и
согласовать с пролетарским мировоззрением. Это значило бы впадать в оппортунизм, пытаться
сочетать несочетаемое. Задача философа марксизма, на наш взгляд, совершенно иная. Требуется,
прежде чем заняться философскими построениями, произвести переоценку философских понятий и
систем, отправляясь от выше намеченной нами точки зрения.
К сожалению, приходится признать, что в данном отношении сделано очень мало. Между
тем, первый, блестящий опыт подобной переоценки имеет место еще несколько лет тому назад.
Статья тов. А. Богданова [1] "Авторитарное мышление" [2] открывает, несомненно, новую эру в
Стр.1