Памяти В.М.Шулятикова
(Некрологи российских газет)
Русские ведомости. 1912 год, No 72, стр. 4
Памяти В.М.Шулятикова
26 марта в Солдатенковской городской больнице умер литератор Владимир Михайлович
Шулятиков. Сотрудник многих марксистских изданий, В.М. Шулятиков представлял собой самое
ортодоксальное направление марксистской мысли, делал из нее самые прямолинейные выводы как в
философской, так и в социально-политической областях. Все, что носило хотя бы тень уклонения от
теории классовой борьбы, вызывало с его стороны самое резкое и суровое осуждение. И нужно было
знать его близко, чтобы заметить, что в эту броню суровости и непримиримости было заковано сердце
высшей степени мягкое и чуткое. Деликатный в отношениях к людям поглощенный всецело своей идее,
он мало был приспособлен к практической жизни и терпел постоянную нужду, которая немало
содействовала и его преждевременной смерти (ему было около 40 лет). Жил он исключительно
литературным трудом кроме оригинальных статей много переводил с английского, итальянского,
испанского, французского и немецкого языков.
В последнее время он много работал над историей первых веков христианства и перед смертью
мечтал начать большое исследование, которое должно было осветить с марксистской точки зрения
возникновение и судьбу христианства.
Если бы этой книге суждено было появиться, она, вероятно, встретила бы такие же резкие
отзывы, как и выпущенная м в 1908 году книга "Оправдание капитализма в западно-европейской
философии". Но как бы ни относиться к тем взглядам, которые с таким упорством защищал покойный
В.М. Шулятиков, относительно личности его не может быть двух мнений: он был бескорыстным и
беззаветно преданным рыцарем своей идеи.
Л. К.
Русское слово, 1912 год, No 73, стр. 5
Умер В.М.Шулятиков.
Он принадлежал к тому все более редеющему поколению интеллигенции, которое еще видело
истинный смысл жизни в неуклонном и бескомпромиссном служении идее ради идеи.
В годы студенчества, в эпоху безвременья, он был весь занят отвлеченно-научным и
эстетическими вопросами, переводил испанских драматургов и писал стихи. Уловив чутким ухом
пробуждение новой жизни, он, не колеблясь, подверг коренной переоценке все свое мировоззрение, свои
привычки и симпатии. И хотя эта ломка была далеко не безболезненна, он мужественно довел ее до
конца и мужественно принял на себя все вытекавшие из нее идейно-нравственные и практические
последствия.
Этой железной последовательностью была потом отмечена вся его жизнь, вся его деятельность.
Примкнув к марксистскому учению, он придерживался его наиболее ортодоксального толкования, и в
этой последовательной форме, боявшейся всяких компромиссов с другими течениями мысли, он
применял его ко всем вопросам, которые его интересовали, а интересовали его все вопросы, от политикоэкономических
до философских и литературных. Произведя впечатление олицетворенной идейности и
принципиальности, он обладал почти детски-нежным сердцем, умевшим тепло привязываться не только
к людям, но и к животным, особенно если они нуждались в помощи и уходе. Весь ушедший в служение
идее, он был до смешного равнодушен к материальной стороне жизни, не дорожил комфортом, не думал
о карьере, живя бедно и просто, как те миллионы тружеников, интересы которых были ему так дороги.
В эпоху оборотливости и измен, шатанья и компромиссов он казался вечно бодрствовавшим
часовым, день и ночь стоявшим на страже чистоты того дела, которому служил.
И умирая в весну, похожую на осень, он, вероятно, более всего жалел о том, что не увидать ему
того времени, когда на земле и осень станет похожей на весну.
Еще в университетские годы В.М. примкнул к кружку литературной молодежи, в который
входили: К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, В.М. Фриче, П.С. Коган и другие. Но уже вскоре по выходе из
университета В.М. решительно порвал с эстетическим мировоззрением и посвятил себя изучению
экономических и социальных вопросов. В конце девяностых годов он принимал ближайшее участие в
Стр.1